ИКОНА "УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ". XVI в. Псков.
«Удивительный образ – икона Успения Богородицы! В центре – на смертном одре – Матерь Божия, вокруг – апостолы, чудесно призванные «от конец земли»…, а над телом почившей Матери стоит Божественный Сын и в Своих руках держит душу Пречистой Девы – и эти нежные руки, и душа в детских пеленочках – в самом центре иконы.» (Успение – на руках у Бога. Архимандрит Савва (Мажуко)
Об Успении Пречистой Девы не рассказывается в Библии. Мы знаем об этом празднике из Предания, апокрифов («Слово на Иоанна Богослова об Успении Богоматери», Слово Иоанна архиепископа Солунского» и «Солово на успение» Андрея Критского), а также канонов на Успение Иоанна Дамаскина и Косьмы Маюмского.
…Богородица молилась в ожидании Своего исхода. Внезапно Верх помещения как бы исчез в лучах необъяснимого света, и сошел Сам Царь Славы – Христос, окруженный множеством ангелов, архангелов и других небесных сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда раздалось радостное ангельское пение: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света…» (стихира праздника на Господи, воззвах). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, херувимы и серафимы с радостью прославили Ее. Благоговейно и со страхом прикасаясь к пречистому телу, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости.
Любятовскую икону отличает необычная форма очень широкой славы, уподобленной полукруглой стене, охватывающей всех участников сцены. Этот сравнительно редкий мотив встречается в новгородском искусстве XIV—XV веков — например, в иконе из праздничного ряда Софии Новгородской 1340-х годов и в храмовом образе Успенской церкви села Курицко конца XIV века, — хотя там он выражен не так отчетливо.
Фигуру самого Христа на псковской иконе окружает сильно вытянутая миндалевидная слава ярко-красного цвета, увенчанная серафимом. Вероятно, сопоставление этих двух форм имело символический смысл. Ярко-красная слава Христа акцентирует тему явления в мир непостижимого и таинственного божественного Света, а широкая внешняя слава соединяет всех свидетелей чудесного события — апостолов, святителей и иерусалимских жен, составляющих совокупный образ Церкви.
Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению. Петр, Павел, Иаков и другие апостолы понесли на своих плечах одр с телом Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами. Это торжественное шествие началось от Сиона и следовало через весь Иерусалим в Гефсиманию.
Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия, донесли о нем первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, а тело Матери Божией сожгли.
Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из злоумышлявших были поражены слепотой.
Традиционная для XVI века иконография праздничной иконы включает в себя изображение эпизода с отсечением рук нечестивому иудею Авфонии.
Иудейский священник Авфония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, с телом Пресвятой Девы. Но как только он прикоснулся к нему, ангел Божий невидимо отсек его руки. Видя такое чудо, Авфония раскаялся и получил исцеление. Он примкнул к процессии, став ревностным последователем Христа.
«Икона Успения – это икона рая как он есть. Душа на руках Бога – это и есть рай, потому что руки Отца – самое безопасное место во вселенной – руки любящие, руки, знающие меня так хорошо, как может знать Творец и Мастер.
Смерть – это не деликатная старуха, а дерзкий и уверенный вышибала, и он однажды выбьет меня из этого уютного и родного потока. Я вывалюсь из этого мира, выскользну из бытия.
Мне очень страшно, но я полечу. Стану падать. Вниз или вверх? «Падать вверх не так уж больно»?
Страшно падать. Жутко отпускать в это падение любимых. Но я знаю, что падаю не один. Бог подхватит меня там – с той стороны, откуда выглядывают глазастые херувимы, где есть крылатый лев и мудрый летающий вол, исполненные очей и неутолимого изумления. Я свалюсь в самые добрые на свете руки – руки Бога. Длинный, пугающий полет.
– Страшно?
– Нет слов.
– Просто попросись на ручки.»
Успение – на руках у Бога. Архимандрит Савва (Мажуко)