МЕЧ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА ПСКОВСКОГО, НОВГОРОДСКОГО

Традиция почитания оружия, известная во всех древних религиях, сохранилась и в христианстве. Но, в отличие, скажем, от критян или скифов, у которых оружие было иконой, образом бога, в христианстве меч – лишь орудие. Орудие Божественной Воли, Божественного Проведения, поэтому очень важно в чьих руках оно находится и как используется.

Так летопись сообщает, что при погребении князя Всеволода Гавриила в Троицком соборе в 1137 году «поставиша над ним его меч, иже и доныне стоит, видим всеми».

Речь идет о князе Всеволоде Мстиславиче – старшем внуке Владимира Мономаха, сыне великого князя Мстислава и Христины Ингесдоттер, дочери шведского короля Инге I Старшего. Он родился в вотчине отца в Новгороде Великом. Здесь он провёл детство и правил в течение двадцати лет мудро и предусмотрительно.

Когда в 1127 году в Новгороде случился сильный голод, князь Всеволод открыл свои амбары, чтобы поддержать голодающих. Им был разработана уставная грамота для общины купцов, торгующих воском и мёдом под названием «Ивановское сто». Ревнитель веры, Всеволод строил церкви и храмы, был щедрым жертвователем, почитал священнослужителей и монахов «как братию Божию». Ему приписывается авторство новгородского церковного устава.

Некоторые грамоты, выпущенные Всеволодом-Гавриилом упорядочивали вопросы наследования имущества, например, имущество свободного человека (смерда) по его указу наследовали дети в равных долях, независимо от пола. Ранее женщины не могли быть наследниками и имущество отходило князю.

Были в период его новгородского княжения и войны, хотя Житие благоверного князя подчеркивает, что «…победоносно ходил на ямь (в 1123) и на чудь (в 1133 году он присоединил к новгородским владениям Юрьев), но никогда не брался за меч ради корысти и власти».

Икона Св. Всеволод-Гавриил XVI в. Россия, г. Псков

Дважды князь предпочел не проливать кровь своих соотечественников в борьбе за власть. Первый раз это случилось в 1132 году. После смерти своего отца —  князя Мстислава, Всеволод должен был занять престол в Переяслове Южном, считавшесся старшим после Киева городом. Однако, младшие сыновья киевского князя Владимира Мономаха выступили против племянника и не желая междоусобиц, Всеволод вернулся в Новгород.

Когда же новгородцы, найдя повод, изгнали князя и из Новгорода, он вновь не воспользовался силой, чтобы вернуть престол, а принял приглашение псковичей княжить во Пскове.

Всеволод–Гавриил управлял Псковом чуть больше года и оставил в сердцах его жителей добрую память. Главным его делом была постройка на месте деревянного, времен равноапостольной княгини Ольги, первого каменного храма во имя Святой Троицы. Не случайно на иконе Всеволод изображен с храмом на руках и в окружении двух первых русских святых Бориса и Глеба, предпочевших смерть, братоубийственной войне.

11 февраля 1138 года он скончался, прожив 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача.

Тело князя Всеволода псковичи положили в церкви святого великомученика Димитрия Солунского, расположенную в Довмонтовом городе. Меч и щит князя были возложены на гроб и с этого момента Всеволод-Гавриил почитался псковичами как святой (в 1193 году он был канонизирован Новгородской епархией, а в 1549 году на Макарьевском соборе Русской Православной церковью), небесный защитник и покровитель.

Не раз в трудное для Пскова время святой благоверный князь Всеволод-Гавриил приходил на помощь псковичам. Так, при осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, когда уже была разрушена крепостная стена и поляки были готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые мощи князя Всеволода, и враг отступил.

Рака с мощами Cв. благоверного Всеволода-Гавриила в Свято-Троицком Соборе Псковского кремля

При явлении, запечатленном на чудотворной Псково-Покровской иконе Божией Матери, святой благоверный князь Всеволод-Гавриил был среди небесных защитников Пскова.

Фрагмент меча рыцарского, трофейного. XVII - XIV вв. Западная Европа

Именно поэтому меч князя мог стать христианской святыней и именно поэтому подлинность его не имела значения для почитания этой святыни. И действительно, богато украшенный серебром и чеканкой меч, который до начала XX в. находился в Троицком соборе у раки святого князя Всеволода, а теперь представлен в экспозиции фондохранилища датируется XIV в., а не XII в. Об этом свидетельствует орнаментация ножен и навершия (лев и два коронованных льва), три мелких дола до середины длины клинка и готическая надпись на перекрестье «Honorem meum nemini dabo» («Чести моей никому не отдам»).  это родовой девиз немецких рыцарей Витгенштейнов, князей Священной Римской империи.

Витгенштейн — княжеский род из рейнской Франконии, происходящий от Стефана фон Шпонгейма, впервые упомянутого в 1075 году. Род распался на три ветви. Третью ветвь составляют князья Сайн-Виттгенштейн-Людвигсбург, из числа которых происходил русский фельдмаршал Пётр Христианович Витгенштейн.

Данный меч, мог быть захвачен как трофей в битве под Псковом у знатного немецкого рыцаря и в благодарность за победу был положен на гробницу псковского святого покровителя Пскова (возможно, взамен утерянного к тому времени княжеского меча).

История девиза позднее получила продолжение. На этот раз факты были связаны с именем генерала, командующего I-м корпусом Русской армии, героя войны 1812 года Петра Христиановича Витгенштейна.

Его корпус освободил Полоцк, после чего Наполеон отказался от идеи идти на Петербург. Псковская и Петербургская губернии были спасены от вражеского нашествия. Благодарность соотечественников выражалась ярко и горячо. П.Х.Витгенштейна наградили общественным титулом «защитник Петрова града». Чествовали генерала в Петербурге и Пскове

По личному указанию государя был изменен родовой герб Петра Христиановича. Девиз древнего рода немецких рыцарей и князей Священной Римской империи Витгенштейнов «Чести моей никому не отдам» был переведен с латыни на русский язык, к гербу добавились ополченец 1812 года и воин со знаменем с надписью: «Сим победим», герб был увенчан коронованным вензелем Александра I.

Псков иллюминацией, приемами и балами встречал генерала — победителя. Состоялся и торжественный молебен в Троицком соборе.  Помолившись у мощей князя Всеволода-Гавриила генерал увидел и почтил средневековый немецкий меч с родовым гербом и девизом своего рода.

Девиз наполнился, новым патриотическим смыслом. Еще раз этот девиз на латыни был использован на нагрудном знаке, который адмирал Александр Васильевич Колчак установил для кадетов Псковского кадетского корпуса. На нем также присутствовали мечи Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея.

Есть девиз «Чести своей не отдам никому» и на современном гербе города Пскове, начертанный серебряными литерами по лазоревой ленте, расположенной внизу изображения.