Плащаница. Положение во гроб

Псково-Изборский объединенный музей-заповедник. ПКМ 1256/64
1552 год, Россия.  
Камка, холст; шёлковые, серебряные, золотные нити 
Размер: 133 х 206 
Надписи: на среднике именующие надписи над фигурами.  
По каймам – литургический текст – Песнь Великой Субботы «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом…»
Техника исполнения: ручное шитьё. 
Реставрация: 1962 год, Москва, ВХНРЦ, с 2003 — 2019 год.
Происхождение: поступила в музей, по утверждению И.Н. Ларионова, в 1925 году и вывезена им и А.И. Анисимовым из церкви села Большое Загорье.

Публикации: Толстой М.В. Святыни и древности Пскова. М., 1861, с. 121.
Маясова Н.А. Древнерусское шитьё. М., 1971, с. 27, прим. 2.
Бабинина Л.К. О лицевом шитье в собрании Псковского музея // Земля Псковская, древняя и современная. Псков, 1994, с. 5-8
Покровский Н.Н. Заметки по истории Псковской старины // Светильник, 1914, №№ 5 – 6, с. 6, табл. 15.

Примечания: Маясова Н.А считает данную плащаницу произведением светлицы Анастасии Романовны – первой жены Ивана Грозного. См. Маясова Н.А. Древнерусское шитьё … с. 27, прим. 2.

Плащаница — сложное по композиции, многофигурное произведение. В прямоугольном среднике, на фоне архитектурных строений — сцена положения во гроб. Все участники сцены даны в движении, в переживании события. У изголовья склонившаяся над Христом Богоматерь бережно поддерживает рукой голову сына. Рядом с нею Жены Мироносицы и Мария Магдалина с широко разведенными руками. Иосиф Аримафейский, Иоанн и Никодим помогают Богоматери, укладывая тело перевитого синими пеленами Христа во гроб. Фигуры святых на пелене имеют правильные и слегка вытянутые пропорции. «Положение во гроб» вышито на шёлковом атласе песочного цвета. Личное — шито сероватым шёлком «в раскол». Доличное — шито цветными шёлковыми ниточками, а также пряденой золотной и серебряной нитями с прикрепой. По кайме из жёлтой камки пряденой золотной нитью вышит литургический текст: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земнаго в себе да помышляет…».

Л.К. Бабинина. Лицевое шитье XVI-XIX веков в собрании Псковского музея. Каталог. Псков, 2016

Рассказывает искусствовед Васильева О.А. — зав. отделом научно-фондовой работы Псковского музея-заповедника.

…Плащаницу один из крупнейших исследователей древнерусского шитья Наталья Андреевна Маясова датирует примерно 1552 годом. Она тоже связана с Псковом. Ранее считалось что она возможно была тоже выполнена даже самой Анастасией для вклада Псково-Печерский монастырь, но последнее исследование реставраторов искусствоведов центра Грабаря сделали такие предположения, что она была вкладной наш Троицкий собор. И это вполне закономерное предположение, потому что только Троицкий храм конечно мог по своему значению по средневековым представлениям был тем местом моленья, которые могли бы способствовать тому, о чем просила, вероятно, Анастасия Захарьина первая жена Ивана Грозного, дать возможность родиться не только девочкам, но и мальчикам — наследникам престола…

В видео использованы материалы к фильму «Сокровища Пскова. Плащаница возвращение». ГТРК «Псков 2019 г. Реж. Марина Михайлова.