Икона "Страшный суд"

Вторая половина XVI века

Дерево, темпера; 143,5х130 см

ПКМ-2792

Происхождение неизвестно.  Икона была вывезена в Германию  во время Великой Отечественной войны, затем передана в Новгородский музей, оттуда в 1948 году  поступила в  Псковский музей.

Реставрирована в  2003-2007 годах в институте им. И.Е.Репина РАХ. Реставраторы – Антимова Т., Вострецова А., Макарова А., Юнина Л. 

Первые изображения сюжета известны по живописи христианских катакомб (IV век), как аллегорическая история отделения овец от козлищ и притчи о десяти девах. В последующие столетия значительно усиливается повествовательность изображения, и к концу X века складывается в законченную многофигурную композицию, в храмах, как правило расположенную на западной стене. Сохранившиеся мозаики и росписи X-XIII веков свидетельствуют о сложившемся иконографическом каноне сюжета: церкви Панагии Халкеон в Салониках, в Кастории и Бачковской костницы в Болгарии, Сант Анджело ин Формис, базилика Торчелло в Венеции, соборы в Отранто и в Трани. Многофигурные композиции этого периода на тему Страшного Суда известны и по станковым произведениям: иконы из монастыря святой Екатерины на Синае (XI—XII вв.), миниатюры Греческого Евангелия (XI в., Национальная библиотека, Париж, Франция).
В русском искусстве тема Страшного суда начинает разрабатываться с 12 столетия: (Кириллов монастырь в Киеве (XII век), в Николо-Дворищенский собор Новгорода (нач. XII в.), Георгиевский собор Спаса на Нередице (1180-е гг.), Дмитровский собор Владимира (конец XII в.). От периода XV-XVI веков сохранились росписи А.Рублева, Д.Черного Успенского собора во Владимире (1408 г.) и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, роспись Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря (1502 г.), роспись московского Успенского собора (1514 г.), Спасо-Преображенского собора ярославского Спасского монастыря (1563 г.), собора в Александрове (2-я половина XVI ). В иконописи первые изображения сюжета относятся к XV веку (икона в Успенском соборе Московского Кремля). В дальнейшем он получает мощное развитие в 16-17 столетиях, когда создается значительное количество икон и иконография события насыщается многочисленными символическими деталями и аллегориями.
В культуре Пскова тема Страшного суда, вероятно, вызывала особый интерес, что очевидно по росписи 1313 года церкви Рождества Богоматери Снетогорского монастыря с многогранной интерпретацией и своеобразной иконографией. Псковская иконографическая схема снетогорских росписей уникальна, при этом включает все известные по византийским памятникам составляющие это сюжета (изображения четырех зверей, престолов с книгами, шествия Сына Человеческого к Ветхому Деньми). «Псковская» идейная программа Страшного суда, как и мастерство ее воплощения признавались современниками. В 1547 голу именно псковским мастерам было поручено написать икону «Страшный Суд» для Благовещенского собора Московского Кремля, но она не сохранилась.

В содержании псковского памятника выделяются традиционные три темы: Второе Пришествие Христово (воскресение мёртвых и суд над праведными и грешными); обновление мира и торжество праведников в небесном Иерусалиме, объединенные в несколько регистров композиции. В самом верхнем из них — располагается изображение в белых одеждах Бога Отца на престоле, где слева оставлено место для Христа, что указывает на свойства Святой Троицы, а именно предвечное рождение Бога сына от Бога отца. Саваоф, фигура которого помещена над всеми в композиции — прежде всего Творец неба и земли, Промыслитель вселенной (Быт.I,1; Иоан. I,1). Он владыка всего. Он Бог воинств, Господь сил, помещенных в двойной мандорле, и справа от него, свивающими свиток – знак неба и символ конца мира (Откр. 6, 14).

Справа же во славе круглой формы – восседающий на троне Христос, в белых одеждах и с мечом в левой руке, что олицетворяет торжество Иисуса, явившегося во время Второго пришествия не уничижённым сыном человеческим, как в первый раз, а истинным Сыном Божиьим, в окружении ангелов, служащих Ему (Мф.24:30; Мф.16:27; Мр.8:38; 1Фес.4:16 и проч.). В то же время Второе пришествие будет страшным и грозным, так как теперь Христос будет судить мир, но Суд будет справедливый, что символизирует меч в его руке. Одновременно изображение меча является аллегорией открывающейся людям во время Страшного суда возможности предстать лицом к лицу с Богом, в Его Свете и Слове, которое есть «меч обоюдоострый, который проникает до разделения души и духа, составов и мозгов» и «судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4.12). Историю первого пришествия Спасителя олицетворяет композиция между двумя мандорлами (вокруг Саваофа и Христа) с голгофой и орудиями страстей, к которым склонились два ангела.

В этом же регистре слева располагается изображение Небесного Иерусалима в виде города, обнесенного стенами со множеством башен и ворот. Внутри него, за престолами, представлены святые по чинам: апостолы, мученики, преподобные, отшельники (юродивые), пророки, святители, мученицы и преподобные жены.

В следующем регистре композиции — «Деисус», в центре которого «Спас в силах». Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча — ходатаи за людей. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шести с каждой стороны) со свитками в руках (Мф. 19, 28). За апостолами ангелы — стражи небесные.

В третьем регистре располагается изображение Этимасии — престола, уготованного для Суда (Пс. 9, 5—8). На престоле лежит риза Христа, а поверх нее — открытое Евангелие. На подножии изображен сосуд, в который, по преданию, была собрана кровь Христа, и гвозди, которыми Он был пригвожден к кресту. Евангелие указывает на прообразную связь престола и Ковчега Нового Завета, так же напоминает об апокалиптической Книге Жизни (Откр. 5, 1—3). Все остальные изображения связаны с образом искупительной жертвы, которая дает право Спасителю раскрыть Книгу и судить мир (Откр. 5, 9—10). 

За престолом стоят 2 ангела с развернутыми свитками, у подножия – коленопреклоненные фигуры Адами и Евы. Справа и слева от престола располагаются праведные и грешные, восставшие на Суд, (Мф. 25, 31—46). Справа – грешники, слева – праведники, среди которых Богоматерь во славе между двумя ангелами. Под престолом – изображена рука с праведными душами в виде младенца (Прем. 3, 1). Рука держит весы, на которых взвешиваются человеческие души. Под весами — композиция на тему единоборства ангелов с бесами. 

В том же регистре под грешниками, восставшими на Суд, — темный круг (справа), внутри которого аллегорические изображения Земли с гробницей и Моря с кораблем, отдающих мертвецов (Откр. 20, 13), а также — фигурки различных животных и рыб, которые выплевывают проглоченных ими людей. По четырем концам Земли изображены 4 трубящих ангела, возвещающих о всеобщем воскресении и наступлении Страшного суда: «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров» (Мф. 24, 31).

В четвертом регистре  — изображение рая (в правой части композиции) и ада (в левой) в  виде «гиенны огненной» со страшным зверем, на котором сидит Сатана — господин ада, с душой Иуды в руках. В огне горят грешники, мучимые дьяволами. Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается длинный извивающийся змей, 

олицетворяющий грех  и так же огненная река. В основе этого изображения лежит ветхозаветное проклятие змея: «и вражду положу… между семенем твоим и семенем ее [жены]; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15).

В левой части регистра иконы располагаются традиционные изображения рая. а ниже — лоно Авраамово (Лк. 16, 22), благоразумный разбойник (Лк. 23, 39—43), райские врата с херувимом (Быт. 3, 24) и сцена шествия праведных в рай. Шествие возглавляют апостолы Петр и Павел. Между раем и адом изображен «милостивый блудник», привязанный к 

столбу. По преданию, он не был допущен в рай из-за блуда, которому предавался, но избегнул адских мучений, т. к. постоянно творил милостыню.

В 17  клеймах  пятого нижнего регистра показаны грешники, подвергаемые различным мучениям.  

Источником для этого сюжета послужили некоторые византийские и древнерусские тексты, среди которых наибольшее значение имеют видение монахини Феодоры из византийского «Жития преподобного Василия Нового» (X в.) и русское «Слово о небесных силах». Его появление на иконах «Страшного суда» соединяло идею всеобщего Суда с темой индивидуального посмертного воздаяния.

По материалам книги О. А. Васильевой, И.И. Лагунина «Иконы Пскова». Серия Древнерусская живопись в музеях России. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Том 1. М. — 2012

Слушайте также радиопрограмму «ИКОНА «СТРАШНЫЙ СУД» И ВТОРОЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА» из цикла Очерки с искусствоведом Ольгой Васильевой.