"ВЕРНИ МЕНЯ К ЖИЗНИ..."

К. БРЮЛЛОВ "ПОРТРЕТ ДОКТОРА Н.Ф. ЗДЕКАУЭРА"

Радиопрограмма из цикла "Очерки с искусствоведом Ольгой Васильевой". Радио ГТРК "Псков".

Вы никогда не задумывались над тем, что творчество художника имеет определенные музыкальные тембры. Николай Николаевич Ге для меня определенно бас, блистательный и изящный Валентин Серов, конечно, тенор. А вот Карл Брюллов — Великий Карл, как назвали его современники, для меня баритон. Это мужской певчески голос средний по высоте между басом и тенором и эта окраска дает особое, баритональное звучание мужскому голосу, каковым звучанием и обладал в своем творчестве Карл Брюллов.

Карл Брюллов родился в художественной семье, его дед и отец были художниками. Тем не менее в семье царило очень жесткое воспитание, сопровождавшееся наказаниями, в результате одного из которых, Карл временно оглох на одно ухо. Возможно, именно эта жесткость воспитания так мобилизовала силы художника, что в своей стилистике он достиг совершенства…

Блестяще закончив Санкт-Петербургскую академию, Карл Брюллов отправился стажироваться в Италию. Эта страна становится для него не просто вторым домом, а, возможно, тем, что однажды в своем отношении к Италии определили Святослав Рихтер: «У человека есть две родины — та, где он родился и Италия!»

 

В биографии художника принято выделять итальянские и петербургский периоды. Именно в петербургский период карл Брюллов пишет портрет выдающегося человека, доктора Николая Федоровича Здекауэра, хранящийся в псковском музее…
Судьба и творчество Брюллова заставили меня вспомнить об одном из наших замечательных баритонов Дмитрии Хворостовском…