"КОСЫМ, СТРЕМИТЕЛЬНЫМ УГЛОМ..."

ВАСИЛИЙ КУПЦОВ "ПОРТРЕТ ТКАЧИХИ"

Радиопрограмма из цикла "Очерки с искусствоведом Ольгой Васильевой". Радио ГТРК "Псков". 7.11.2018 г.

Чуть более десяти лет назад мы открыли в Псковском музее экспозицию посвященную русской живописи с нач. XX в. до 30-х гг. XX в. Это было сложное, насыщенное глобальными событиями, повлиявшими на глобальную историю время. И этот довольно короткий, но невероятно значимый отрезок времени нужно было показать так, чтобы его особенности, многообразие были очевидны зрителю. С тогдашним моим коллегой Владимиром Михайловичем Галицким мы пришли к однозначному выводу, что ключевыми экспонатами, рассказывающими об этих годах должны быть портреты. Потому что именно изменение стилистики портрета и образности, которую использовали художники того времени и показывают своеобразие, дух и особенности того исторического периода. Начиналась наша экспозиция классическим портретом кисти художника Кудрявцева его жены, а завершалась портретом художника Василия Купцова, который называется «Портрет текстильщицы». Женская фигура изображена со спины, в резком повороте влево на фоне, вероятно, ткацкого цеха, в яркой красной косынке. Очень динамичная композиция и фон, конечно носит яркий конструктивистский характер…

Написал этот портрет пскович, художник Василий Купцов. Он учился в псковской художественно-промышленной школе, потом его направили продолжать учебу во ВХУТЕМАС (сегодня это институт им. И. Репина). Он учился блестяще, с огромным творческим интересом, но жизнь его оборвалась трагически. Поскольку он был почитателем Филонова, у него произвели обыск, и этот эпизод так сильно подействовал на молодого художника, что не дожив до 35 лет он покончил собой. Несмотря на то, что Василий Купцов был человеком особой, нервной организации, явно не 

 в духе тогдашнего восприятия мира, тем не менее он блестяще почувствовал время и лидеров этого времени…

Когда я смотрю на это портрет, я вспоминаю блестящую мелодию Георгия Свиридова, которая была написана им для фильма И. Швейцера «Время, вперед». Это настолько мощное, настолько цельное произведение, что слова оказываются лишними…