"АХ ТЫ, СТЕПЬ ШИРОКАЯ, СТЕПЬ РАЗДОЛЬНАЯ..." А.И.КУИНДЖИ

Радиопрограмма из цикла "Очерки с искусствоведом Ольгой Васильевой". Радио ГТРК "Псков". 08.02.2017 г.

В 70-е годы я увидела фильм, который меня поразил. Фильм Паоло Пазолини «Страсти по Матфею».  Язык этого черно белого фильма был скуп, его кадры составляли законченные картины. Каждый кадр — совершенное по композиции полотно. Образ Христа в исполнении никому не известный актера был невероятно земной, приближенный к местам и людям Его окружавшим. Черно-белое изображение, его строгость буквально следовала очень лаконичным, сжатым и емким текстам самого Евангелия.

Каково же было мое потрясение, когда наряду с музыкой Баха, Моцарта, в один из самых трагичных моментов изложения Евангельской истории — несение Креста — я услышала в фильме русскую народную песню «Ах ты, степь широкая». Это было неожиданно, но, конечно, это было не случайно, как ничего не бывает случайного у великих мастеров…

 

Это довольно большое полотно, его высота 107 см., а длина 180 см. и во всей композиции превалирует изображение не Днепра, а степи. Ровной-ровной местности, окутанной на горизонте голубым небом. И на фоне этого идиллического простора — изображение нескольких «колючек» чертополоха — характерного для степи растения. И, наверное, все это вместе взятое, как-то резко изменило мое впечатление от этой работы. Мне хотелось думать о том, что этот пейзаж не просто символичен, не просто передает характерные для южно-русского пейзажа черты, а несет какие-то очень глубокие, чувства художника, мыслителя, каким был Архип Иванович Куинджи…

Эта работа была написана художником в 1901 году, и была выставлена им после 20-летнего перерыва на выставке, где основными работами были картины, посвященные христианской истории. И единственной среди них пейзажной работой оказывается картина «Днепр» А.Куинджи…