"И, ЕСЛИ ГРОМ ВЕЛИКИЙ ГРЯНЕТ..."

КАРТИНА Г.ГОРЕЛОВА "ПСКОВИЧИ ВЕДУТ ПСОВ-РЫЦАРЕЙ В ПСКОВ"

И МУЗЫКА С.ПРОКОФЬЕВА К ФИЛЬМУ "АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ"

Радиопрограмма из цикла "Очерки с искусствоведом Ольгой Васильевой". Радио ГТРК "Псков". 28.06.2017 г.

С 1995 г. в нашей стране отмечается «День воинской славы России». И связан этот праздник с вполне конкретным событием, которое произошло в 1242 г. и произошло недалеко от Пскова, на Чудском озере, где Александр Невский со своей дружиной разбил немецких рыцарей. Меня больше всего восхищает, что это, однажды произошедшее событие, впоследствии, на протяжении нескольких столетий, сохраняет ореол героизма, особого служения Родине и патриотизма. Сам факт этой битвы становился актуальным, когда мы находились в предчувствии каких-то очень серьезных, очень ответственных событий. Не случайно в 1938 г. Константин Симонов пишет поэму, посвященную подвигу воинов Александра Невского,

вплетая его в перипетии гражданской войны 1918-1920 гг., и завершая поэму такими строками: «И, если гром великий грянет над сворой псов и палачей, для нас все также солнце станет сиять огнем своих мечей.»

Примерно в то же время довольно известный русский советский художник Владимир Серов пишет несколько работ, посвященных этой битве. А совсем недавно в Псков из Иркутска прибыло полотно «Псковичи ведут псов-рыцарей в Псков» художника Гавриила Горелова. Он написал эту работу в 1947 г., в послевоенное время, что еще раз доказывает, что те далекие события были очень важны для самосознания русского человека в самые ответственные периоды истории…

Конечно, исторические картины предполагают героизацию тех событий, которым посвящены. И подобные приемы нам известны еще со времен Месопотамии и Древнего Египта. Современная историческая живопись, которая стала основой системы обучения в европейских академиях, складывается в средние века. А в последствии, на примере французской Академии, историческая живопись, по академической иерархии жанров является первой. И в русской Академии этому жанру живописи обучали блестяще. Мы знаем очень много русских академистов доказавших это своими произведениями: и Брюллов, и Иванов, и Репин. Учеником И. Репина и был Г. Горелов…

Когда я смотрю на полотна, посвященные воинской славе А. Невского, я вспоминаю только одно произведение великого русского композитора С. Прокофьева. В 1938 году С. Эйзенштейн решил поставить фильм «Александр невский». Для музыкального оформления этого фильма режиссер приглашает С. Прокофьева, никогда до этого не работавшего с кинематографом столь подробно и так детально…