АНТИЧНОСТЬ

Радиопрограмма из цикла "Очерки с искусствоведом Ольгой Васильевой". Радио ГТРК "Псков" 18.07.2018 г.

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

Эти стихи Мандельштама, на мой взгляд, как нельзя лучше передают то, насколько глубока в нашем сознании, понимании, мироощущении античность.
Само слово «античность» появилось в XVIII в. и определяло древность. Со временем этот термин конкретизировался и стал означать греко-римскую цивилизацию. Как ни парадоксально, в русскую культуру понятие «античность» входит со знаком минус, поскольку изначально ассоциируется с так называемой «Еллинской прелестью», но постепенно античность становится базой, образцом для культурного, художественного и литературного подражания. Достаточно вспомнить русскую поэзию XVIIIв. И позднее, уже в ХХ в. и Мережковский, и Л. Андреев — это авторы, творчество которых пронизано античной культурой. Многие русские историки античности считали, что кроме новых греков нет другого народа более связанного своими историческими судьбами с древними эллинами, чем народ русский. И чем больше я изучаю русское искусство, тем понятнее мне становится смысл этого утверждения. Однако пришло это не сразу…
В коллекции псковского музея-заповедника есть определенные островки огромного мира античности, например, в нумизматическом собрании, но одним из самых интересных, на мой взгляд, образцов античного искусства, является горельеф с изображением сатира. Сатиры — это мифические, абсолютно одиозные, жизнерадостные козлоногие существа. Почему одиозные? Потому что основное, предписанное им занятие — это проводить время в пьянстве и охоте за нимфами. Таков и наш сатир…