"ЗАГАДОЧНЫЙ" И "ТАИНСТВЕННЫЙ" РОКОТОВ...

ПОРТРЕТ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА ПАВЛОВИЧА В ДЕТСТВЕ

Радиопрограмма из цикла "Очерки с искусствоведом Ольгой Васильевой". Радио ГТРК "Псков". 19.04.2017 г.

«Загадочный», «таинственный» — такие определения искусствоведы дают выдающемуся русскому портретисту Федору Рокотову. И действительно, когда смотришь на его портреты, то те, кого он изображал, как будто выступают из какого-то тумана, дымки, таинственного пространства. Этот стилистический прием помогал художнику отражать сложные, подчас, противоречивые и такие значительные образы, личности, с которыми ему приходилось работать как портретисту.

Ф.Рокотов родился в 30-е годы XVIII в., и сама судьба художника остается в определенном смысле загадкой, тайной…

В Псковском музее хранятся две работы, созданные Федором Рокотовым, относящиея петербургскому периоду его творчества. Это портрет Екатерины II и портрет Вел. кн. Константина Павловича. Это совершенно разные образы, совершенно разный подход к их раскрытию. Портрет Екатерины II можно назвать парадным — императрица изображена со всеми регалиями. Константин же Павлович изображен в совершенно детском возрасте, но уже в этом ребенке Рокотов сумел уловить и передать все то, что потом нам будет известно о Константине Павловиче, как о человеке очень противоречивом, очень сложном, о человеке, который будет, с одной стороны, восприниматься грубияном, человеком несдержанным, дерзким, смутьяном, а с другой стороны, это был герой, прослуживший Родине 36 лет, награжденный высшими государственными наградами и не за статус, а за героизм…

 

Этот рокотовский портрет Константина довольно долго у меня вызывал какое-то чувство тревоги. И это же чувство тревоги я испытываю, когда слушаю «Фантастическую симфонию» Гектора Берлиоза. Композитор посвятил эту симфонию Николаю I — младшему брату Константина Павловича…