"СИЛЫ ПОТАЙНЫЕ, СИЛЫ ВЕЛИКИЕ..."

Свт. МАКАРИЙ И М.П.МУСОРГСКИЙ

Радиопрограмма из цикла "Очерки с искусствоведом Ольгой Васильевой". Радио ГТРК "Псков". 05.07.2017 г.

В 2017 г. в Русском музее проходила выставка «Искусство Великого Новгорода эпохи свт. Макария». Кто же этот человек, этот святитель, деятельности которого в сфере искусства посвящена выставка? Он родился в последней четверти XV в. в очень благочестивой семье. Отец рано умер, мать после смерти мужа приняла монашество и нареченный в крещении Михаил, а в последствии свт. Макарий тоже избрал монашеский путь… Будучи последователем Иосифа Волоцкого, на постах настоятеля монастыря в Можайске, и архиепископа Псковского и Новгородского, архиепископа Московского он последовательно, методично проводит идею величия Церкви через ее гармонию, красоту, богатство и, таким образом, создает целую эпоху в искусстве Древней Руси, которая так и названа эпохой архиепископа Макария.

В псковском музее хранится удивительная скульптура с изображением св. Николая Чудотворца или (Николая Можайского), которая напрямую связана с архиепископом Макарием. Из псковских летописей мы знаем, что во Псков «переходцами с иных земель» было привезено три скульптуры: две скульптуры св.Николая Можайского, и скульптура Параскевы Пятницы. Псковичи не приняли этих деревянных «болванных» изображений потому, что посчитали их появлением язычества. И не случайно. Это изображение имеет такой грозный, такой немилостивый вид. Довольно грубо вылеплена голова, довольно грубо вылеплена шея святого и он представляет собой такую грозную мощь, которая непривычна для эстетики восприятия иконы XVI в. В этом изображении есть такая неукротимая сила, что псковичи увидели в этой скульптуре языческого болвана. Скульптуры были отправлены в Новгород к епископу Макарию, чтобы он вынес вердикт, возможно ли поставить их в Пскове. И Макарий разрешает псковичам принять эти резные изображения…

Когда я смотрю на эту скульптуру, это может показаться парадоксальным, но мне слышится ария Марфы из оперы М.П. Мусоргского «Хованщина», которая, конечно, не в прямую, передает неугасимую связь даже православной Руси с силами, олицетворявшими тогда язычество…