НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ ФАН-ДЕР-ФЛИТ
«Родиться Русским слишком мало, им надо быть, им надо стать…»
В 1899 г. Псковским археологическим обществом (ПАО) была сделана очередная попытка подыскать более просторное помещение своему музею, находившемуся в стесненном состоянии в одной небольшой комнате при Губернском статистическом комитете. Попытки ПАО приобрести для своего музея новое помещение тесно связаны с именем Николая Федоровича Фан-дер-Флита.
Николай Федорович принадлежал к известнейшему в России роду строителей кораблей, мореплавателей и финансистов. Его прапрадед, перебравшийся из Голландии в Архангельск в сер. XVIII в. строил корабли, прадед был директором Кронштадтской таможни. Его двоюродный дядя Владимир Корнилов стал вицеадмиралом, героем обороны Севастополя в Крымскую войну, а родная тетка, Екатерина Тимофеевна, была женой адмирала Михаила Петровича Лазарева, того самого, совершившего три кругосветных путешествия и открывшего Антарктиду вместе с Беллинсгаузеном.
Как и отец, Николай Фёдорович окончил лицей с золотой медалью и был зачислен в штат Министерства финансов на должность секретаря учёного Комитета и с чином титулярного советника. Он быстро продвигался по карьерной лестнице, причем, чины получал не за выслугу лет, а досрочно, «за особые заслуги», став к 33-ти годам действительным статским советником, что по Табелю о рангах приравнивалось к армейскому званию генерал-майора.
Была у Николая Федоровича давнишняя мечта — устроить музей, доступный всем желающим. Еще В 1868 году отец Николая Федоровича купил для сына у Михаила Александровича Назимова имение Быстрецово в Псковском уезде Псковской губернии. Став псковским помещиком и земским деятелем, Николай Федорович задумал осуществить свою заветную мечту именно в Пскове. Эта мысль преследовала его до последнего дня жизни. Однако, не успев достичь цели, он завещал дальнейшую работу своей жене Елизавете Карловне, выбор которой после всестороннего обсуждения с членами ПАО и ее секретарём Ф.А. Ушаковым остановился на Поганкиных палатах. Они по-прежнему находились в ведении Военного Министерства, и в них размещался провиантский магазин.
Положительному решению вопроса помог счастливый случай. Предводителю псковского дворянства Николаю Ивановичу Новосильцеву и председателю ПАО предстояло представление Государю Императору. Было решено для поднесения изготовить шикарный альбом с фотографиями Поганкиных палат, выполненными фотографом Кононовым и раскрашенными акварелью.
28 февраля в 2 часа дня Н.И. Новосильцев был принят Николаем II. Альбом был поднесен, при этом Н.И. Новосильцеву посчастливилось дать надлежащие объяснения, после чего «Его Величеству было угодно повелеть 7.03.1900 г. передать Поганкины палаты из ведомства военного министерства в распоряжение и владение Псковского археологического общества». Е.К. Фан-дер-Флит пожертвовала на ремонт здания и устройство музея 20 000 рублей. Все заботы по организации строительных работ пали на Ф.А. Ушакова. К декабрю 1902 г. основная часть работ была завершена. На заседании ПАО было решено: освящение Поганкиных палат назначить на 15 декабря, одновременно была принята программа торжеств и утвержден список приглашаемых гостей. Кроме 33-х членов Общества, приглашение получили 150 человек.