"ЗОЛОТАЯ КЛАДОВАЯ" ПСКОВСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

С 2006 года любой житель Пскова или гость нашего города, открыв тяжелую массивную дверь, может очутиться в камерном помещении с чуть приглушенным светом и почувствовать себя путешественником во времени, волею судеб очутившемся в прошлом. Взору посетителей предстают настоящие шедевры серебряных и золотых дел мастеров X —  нач. XX вв., которые ранее хранились в запасниках, в сейфах фондохранилища.

Вся коллекция драгоценных металлов Псковского музея-заповедника насчитывает около 45-ти предметов, из них более 4 ООО можно увидеть в «золотой кладовой.

Основа коллекции Псковского музея драгоценных камней и металлов, — это предметы православного искусства – оклады икон и Евангелий, потиры, дарохранительницы, напрестольные и нательные кресты, лампады, подсвечники — хорошо сохранившиеся, так как не переделывались в угоду изменчивой моде. Изготовленные в XVII – XIX столетиях они пережили войны и масштабные разрушения, крушения империи и эпоху тотального атеизма, эвакуацию в глубокий тыл и теперь представлены в открытом фонде, чтобы каждый желающий мог увидеть великолепное творение русских мастеров серебряников.

Можно говорить о совершенно особом индивидуальном стиле мастеров — лаконичном и выразительном. Памятники разнообразны по технике, дискосы с резьбой, кованные и чеканные оклады. Скань, басма, литье. Но наиболее ярко мастерство серебряников проявляется в резьбе по металлу. В этой неброской, лишенной внешнего блеска, технике выполнен декор на многих изделиях. Тонкие линии рассчитаны на пристальное разглядывание, изображения даются контурно, без теней. Таким образом, резьба уподобляется рисунку пером.

Невозможно пройти мимо ажурных сканых фрагментов окладов икон. Воображение рисует кружево, изящные легкие нити, наброшенные на поверхность, а никак не холодный металл. Скань делали из «чистоты», т. е. Из чистого золота и серебра, которые благодаря малому количеству и отсутствию примесей настолько мягки, что способны вытягиваться в очень тонкую проволоку, трудно поверить, что из 1 г. золота можно протянуть нить длиной 2,5 км.

Впечатляют игрой цвета кресты наперсные, обрамленные гирляндами драгоценных камней: изумруды, рубины, аквамарины, гранаты. И, казалось бы, миниатюрный, изящный крест, а в его декоре — 49 гранатов и 35 жемчужин.

Коллекция художественного серебра включает большое количество разнообразных изящных брошей, колец, подвесок и т. д. Большинство из них — клад, найденный в сентябре 1974 г. на ул. Горького во дворе ателье «Силуэт», где во время строительных работ рабочие равняли площадку после экскаватора. Один из рабочих нашел серебряные ложки, затем были найдены монеты и украшения. В составе данного клада была также  брошь с бриллиантами в огранке «роза» и алмазами XIX в., вес которой-21 г., бриллиантов-19 шт., алмазов-42 шт., колье с бриллиантами и алмазами XIX в., бриллиантов-17 шт., алмазов-154 шт.

Всего в этом кладе было найдено 67 предметов. Наряду с украшениями в данном кладе находились монеты, столовые предметы и приборы. Стоимость клада -1593 руб. 82 коп.

Оригинальны, художественны серебряные сканые пуговицы, которые представлены в открытом фонде. Пуговицы могли украшаться камнями и эмалями. Размер сканых пуговиц мог быть самый разный. От малюсеньких пуговичек, до пуговиц размером с куриное яйцо. Пуговицы стоили так дорого, что стоимость костюма могла быть значительно меньшей по сравнению со стоимостью пуговиц.

Дамы и щеголи предпочитали изящные безделицы. К примеру, карманные часы, маленькую дамскую сумочку, портмоне или серебряный с резным орнаментом игольник (перник) XVIII- нач. XIX вв. В таком футляре могли храниться иголки, гусиные перья, воск для заклеивания письма.

Чтобы рассмотреть каждую вещь, представленную в «Золотой кладовой», нужно пробыть в ней не менее месяца без перерыва на еду и сон. Безусловно, такого экстрима никто не требует. Но такая концентрация шедевров на небольшой площади гарантирует, что каждый раз при посещение «Золотой кладовой» вы будете делать для себя все новые открытия.