Икона «ВОСКРЕСЕНИЕ — СОШЕСТВИЕ ВО АД»
Вторая половина XV века
Дерево, темпера; 120 х 99
Псково-Изборский объединенный музей-заповедник. Инв. № ПКМ 2731
Происхождение не установлено
Из довоенного собрания музея
Реставрирована в 1972–1984 годах в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря А.Н. Овчинниковым.
Евангелия умалчивают о самом моменте Воскресения Христа как наиболее таинственном и непостижимом событии священной истории. В библейских текстах содержатся лишь отдельные указания на это событие в Псалтири (Пс. XV, 10; XXIII, 7–8; XXIX, 4; LXXXV, 13; CI, 20–22), а также в Евангелии от Матфея (XXVII, 51–53) и в Посланиях апостолов (I Пет. III, 18–19; Еф. IV, 9–10). Более подробно о том, как воскресший Христос сошел во ад, низверг сатану и вывел оттуда ветхозаветных пророков и праведников во главе с прародителями человеческого рода — Адамом и Евой, повествуют апокрифические источники, из которых наиболее известны Евангелие от Никодима (II в.) и Слово Епифания Кипрского.
Со временем псковская иконография Воскресения — Сошествия во ад претерпевает ряд изменений. Так, в отличие от иконы XIV столетия из собрания Н.П. Лихачева (ГРМ; Алпатов, Родникова, 1990. Кат. 14), на иконе из Псковского музея присутствует подробное изображение пленения сатаны и освобождения праведников в нижнем регистре композиции (слева, на адской стене — фрагментарно сохранившаяся надпись: «анг(е)ли г(оспод)ни связавши сотон…»; надпись справа почти полностью утрачена). Появление этих деталей А.Н. Овчинников связывает с борьбой против еретиков-стригольников, отрицавших воскресение мертвых, а И. А. Шалина — с заупокойными функциями изображения (как и нетрадиционный состав Деисуса).
Вероятно, изображение полуфигурного Деисуса у верхнего поля иконы было введено в композицию как наглядное подтверждение заступничества святых и их предстательства за человеческий род. В его центре, на традиционном месте Христа, представлен святитель Николай Чудотворец, к которому обращены мученик Никита и преподобный Варлаам Хутынский, святые целители Косьма и Дамиан, мученицы Варвара и Ульяна, святители Власий и Нифонт (?), архангел Михаил и мученица Параскева Пятница (имена святых приводятся по копии -реконструкции иконы А.Н. Овчинникова). Здесь объединены представители разных ликов святости.
Центральное положение образа святителя Николая Чудотворца, расположенного на одной оси с образом Спасителя из Воскресения — Сошествия во ад, вероятно, объясняется тем, что он почитался как Великий Архиерей Христов, «равночестный» апостолам и способный вымолить прощение грешникам на Страшном Суде. К тому же, со гласно его Житию, он был одним из немногих святых, которые, подобно Христу, могли совершать «словом веры» воскрешение умерших.
По сторонам от святителя Николая в Деисусе изображены мученик Никита и преподобный Варлаам Хутынский. Великомученик Никита (†ок. 372) был готским воином и был сожжен заживо за проповедь христианства соплеменникам. Он почитался на Руси, прежде всего, как победитель бесов и нечистой силы. В службах святому, приходящихся на 15 сентября — день попразднества Воздвижению Креста, — особенно настойчиво звучит тема сопоставления его подвига с искупительной жертвой Христа. Представленный с ним в паре преподобный Варлаам Хутынский (†1192) был известным русским подвижником, основателем монастыря под Новгородом, в урочище Хутынь. Он прославился даром совершения чудес как при жизни, так и после смерти. Вероятно, одной из причин его изображения в паре с мучеником Никитой была хорошо известная на Руси византийская традиция уподобления монахов воинам и мученикам. Не случайно, что в Патерике Киево-Печерского монастыря, где подробно описываются аскетические подвиги преподобных и их борьба с бесами, иноки называются «страдальцами» и «доблестными воинами Христовыми», так же, как традиционно именовались мученики.
Следующая пара святых — целители Косьма и Дамиан (см. о них кат. № 9). В монументальной живописи византийского круга их образы часто располагались в непосредственной близости от алтаря, что объясняется исключительно важной ролью бессребреников в литургическом чинопоследовании. По-видимому, обращенные к ним прошения ассоциировались с молитвой об исцелении души и тела, произносимой священником перед причастием.
Далее представлены мученицы Варвара и Ульяна. Из агиографических текстов известно, что великомученица Варвара (†237), принявшая смерть в Илиополе при императоре Максимиане, пострадала в один день с последовавшей за ней Ульяной — одной из мучениц с этим именем. Вероятно, поэтому они часто изображались вместе. Согласно Житию Варвары, она была страстной исповедницей Троицы, что отчасти объясняет ее особое почитание в Пскове (сведения о святой Ульяне см. кат. № 3).
Изображения святых Власия и Нифонта (?), вероятно, сопоставлены по принципу принадлежности к святительскому чину. Власий Севастийский был священномучеником, пострадавшим от гонений в IV веке. Он почитался как целитель, избавлявший людей от страстей, а также как врачеватель животных. Нифонт, епископ Констанции Кипрской (IV в.), принял сан после того, как одержал победу в борьбе с многими искушениями. В его Житии содержатся описания видений рая, загробных мук и бесовских козней. На Руси Нифонт считался заступником в борьбе с нечистой силой. Белый клобук, в котором он представлен на иконе, — достаточно редкая деталь для иконографии святого. Его внешность и облачения не позволяют исключить, что здесь представлен не Нифонт, а московский митрополит Петр или ростовский епископ Леонтий.
Деисус замыкают полуфигуры архангела Михаила и мученицы Параскевы Пятницы. Архангел Михаил (см. о его почитании кат. № 7) представлен здесь, по-видимому, как покровитель усопших, сопровождающий их души на пути небесных мытарств. Великомученица Параскева Иконийская, пострадавшая в III веке во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане, на Руси была наиболее чтимой из трех мучениц с этим именем. Согласно житийным текстам, она родилась в пятницу и потому была названа родителями Параскевой (в переводе с греческого — Пятницей). Особое почитание святой было связано прежде всего с ее именем, ассоциировавшимся со Страстной Пятницей и крестной жертвой Христа. Параскеву называли «общницей страстей Христовых», а ее образ связывался с образом Богородицы, скорбящей у подножия Креста. Кроме того, Параскева Пятница почиталась в Древней Руси как целительница человеческой души, оберегающая ее от бесовских козней.
Очевидно, что образы почитаемых в Пскове святых из Деисуса дополняли смысл композиции Воскресения — Сошествия во ад, посвященной теме победы Христа над смертью и грядущего всеобщего воскресения. Каждый из них свидетельствовал о будущем блаженстве праведников на небесах, ставшем возможным благодаря искупительной Жертве Спасителя. Икона свидетельствует об изменениях в колористическом строе псковской живописи, а также в манере письма, произошедших в XV столетии. По сравнению с сумрачным и напряженным колоритом, характерным для псковской иконописи рубежа XIV — XV веков, публикуемый памятник отличают менее контрастные высветления, более светлый тон санкиря и мягко растушеванные по краю охрения ликов (при сохранении характерной для Пскова формы самого охрения).