ПСКОВСКАЯ ИКОНА «СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬЯ ВЛАДИМИР, БОРИС, И ГЛЕБ»
С 21 КЛЕЙМАМИ ЖИТИЯ
1545 год. Дерево, темпера; 174х136,5
Происходит из церкви Бориса и Глеба, где была храмовой. В 1819 году церковь была разобрана. В музейное собрание поступила из дореволюционной коллекции.
Реставрирована в 2006 году институте им. И.Е.Репина.
Реставратор – Ф.Ю.Бобров
ПКМ 1713.
Святой благоверный князь Владимир — принял крещение (988 год) и считается правителем Киевской Руси, принявшим христианство, как государственную религию. После смерти Владимира , его сыновья в борьбе за отцовское наследство были убиты третьем своим братом Святополком.
Святые благоверные князья – Владимир, Борис и Глеб в среднике изображены в рост, в княжеских одеждах, с мечами в левой руке и мученическими крестами в правой.
Внизу в среднике же сохранился текст: «В лето 1545 года написана была святая икона при благоверном великом князе Иоанне Васильевиче и при архиепископе Феогносте повелением раба божьего Никифора. А возобновилась в лето от рождества Христова 1839».
Текст выполнен в 19 веке. Исследование материальных признаков иконы дают основание считать, что на месте записи 1839 года находилась басменная накладка 16 века, как часть иконного оклада.
В клеймах иконы (всего 21 клеймо), которые читаются слева направо, как в горизонтальных, так и вертикальных регистрах проиллюстрирована история последних дней жизни Владимира и мученическая смерть его сыновей – Бориса и Глеба. Клейма иконы имеют один формат (21х23,5), отделены друг от друга светло-охристой лузгой. Семнадцатое и восемнадцатое клеймо объединены единой композицией — это изображение победы Ярослава над Ярополком.
КЛЕЙМА ИКОНЫ:
1. Владимир призвал своего сына Бориса на Борьбу с печенегами.
2. Борис пошел на печенегов и возвратился без возвратился.
3. Моление Бориса.
4. Гонцы приносят Борису известие о смерти Владимира.
5. Киевляне приходят звать Бориса на престол.
6. Святополк пытается скрыть смерть отца.
7. Святополк самовольно занял Киевский престол.
8. Вышегородцы нападают на Бориса и отрока Георгия.
9. Тело убитого Бориса погребли в приделе церкви святого Василия.
10. Святополк посылает Глебу письмо с просьбой приехать к больному отцу.
11. Святополк посылает Глебу письмо с просьбой приехать к больному отцу.
12. Глеб едет в Киев с небольшой дружиною. Его конь споткнулся и повредил ногу.
13.Плывущего по Смедине Смоленску Глеба убивает в лодке его повар.
14. Тело убитого Глеба спрятали без должного погребения, но Бог не оставил его и с места захоронения Глеба слышалось ангельское пение.
15. Святополк посылает убить третьего брата – Святослава.
16.Ярослав, князь великого Новгорода, собрал воинскую дружину и пошел на Святополка мстить за братьев.
17.Ярослав победил Святополка на реке лете, там, где убили Бориса.
18. На бежавшего Святополка напали бесы.
19.Ярослав с почестями перевозит тело Глеба в Киев.
20. Ярослав и митрополит Киевский погребли с почестями тело Глеба рядом с Борисом.
21. В новой каменной Борисоглебской церкви мощи святых поставили для поклонения и исцеления от них всех страждущих.
Создание иконы, вероятно, стоит в ряду событий, направленных на усиление централизованной власти в Пскове. В летописи под 1544 годом, сообщается, что для установления порядка и разрешения споров в город приезжает владыка Феодосий, так как «отколишася от городских попов сельские и пригородские» и «бысть у них смятение великое». Икона, с центральным изображением перворусских святых князей и событий в клеймах олицетворяла преемственность власти московского князя от римских правителей, и следовательно ее законность. Поновление иконы в 1839 году связано с деятельностью губернатора А.Н.Пещурова по сохранению псковских святынь. В этот период освящается Ольгинский придел, для мощей благоверного князя Всеволода Гавриила создается новая серебряная рака.
По своим художественным особенностям икона принадлежит к направлению псковской живописи, представленному иконами «Вознесение» (1542 года, ГНМЗ) и церкви святого Николая со Усохи в Пскове.
Живопись иконы до реставрации 2006 года подвергалась многочисленным поновлениям. Утраченные тексты восполнены в 19 веке. От надписей 16 века сохранилась графья. Авторская живопсь была светлее, цветовые сочетания более насыщенными, фон — золотым. В Клейме с изображением битвы Ярослава со Святополком (17) авторская живопись сохранилась в большей степени.
Литература:
Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник 1999 / РАН. М., 2000. Васильева О.А. Житийная икона 1545 года «Владимир, Борис и Глеб» из собрания Псковского музея заповедника. Стр. 117.
Сборник статей. Земля Псковская древняя и современная.
Васильева О.А. Иконы с изображением благоверных князей Владимира, Бориса и Глеба в собрании Псковского музея. Псков. 1999 год, стр. 42-49.
Сведения об иконах с изображением Святых князей см. в кат. №№32,141.