СКИФСКИЙ МЕЧ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ПСКОВСКОГО МУЗЕЯ
Есть в экспозиции Дома Массона предмет, который совсем не ожидаешь увидеть в музее древнего и славного града Пскова – северо-западного форпоста земель русских. Это – скифский железный меч-акинак VII-VI в. д.н.э. Варяжские боевые топоры и стрелы, тяжелые двуручные мечи тевтонов или ядра ливонских пушек – артефакты привычные для Псковщины, но скифский акинак, да еще и такой великолепной сохранности – настоящий раритет. На сегодняшний день известно не более ста подобных мечей.
К сожалению, происхождение его неизвестно. Он поступил в музей в конце 40-х годов 20 в., в 1970-х был отреставрирован.
Скифы – собирательное название племен, которые в течение пяти столетий господствовали над огромной территорией от Дуная до Дона, включая степной Крым. Более того скифские захоронения находят в Сибири, уже не говоря том, что скифская конница вторгалась в Мидию, Сирию и Палестину, вели успешные войны с Персией – одним из самых могущественных древних государств.
Главной ударной силой скифского войска была конница, считавшаяся в ту пору грозной силой. Соотношение пехоты и конницы в скифском войске составляло 2:1. Такого не знала военная история древности. Для сравнения в армии Македонского соотношение было 6:1
Верным спутником скифских вождей и воинов был меч.
Меч из Псковского музея относится к типу длинных мечей, его длина 65 см. Клинок двулезвийный и имеет форму в виде сильно вытянутого треугольника, Сечение клинка ромбическое, т.е. кузнецом специально выводилось ребро жесткости.
Клинок и стержень рукояти выкованы из одного куска железа. Почковидное перекрестие предназначалось для предохранения руки от ранения.
Носили его либо на правом боку, привязывая ножны за бутероль к ноге (подобный способ ношения был характерен и для архаических скифских мечей), либо подвешивали на поясе слева от пряжки, рукоятью под правую руку. (как на большинстве изваяний).
Меч для скифов был не просто оружием. Он нес глубокую символическую нагрузку и был неотъемлемой частью ритуалов.
Геродот описывает по крайней мере два из них. Это ритуал скрепления договора: «В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора… Затем, в чашу помещают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши».
«Отец истории» подробно описывает и другой ритуал — кровавых жертвоприношений богу войны Аресу.
«Аресу же (богу войны) совершают жертвоприношения следующим образом. В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и поэтому приходится ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч.
Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще больше, чем прочим богам. Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека, но не тем способом, как скот, а по иному обряду. Головы пленников сначала окропляют вином, и жертвы закалывают над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют ею меч. Кровь они несут наверх, а внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем после заклания других животных оканчивают обряд и удаляются» (Геродот, IV, 62, 72).
Слушайте также радиопрограмму «СКИФСКИЙ МЕЧ-АКИНАК И ТВОРЧЕСТВО ФРЕДДИ МЕРКЬЮРИ» из цикла «Очерки с искусствоведом Ольгой Васильевой». ГТРК «Псков». 13.12.2017 г.