"ВСЕ МЫ БРАЖНИКИ ЗДЕСЬ..." ЛИДИЯ ДРОБОТОВА

Радиопрограмма из цикла "Очерки с искусствоведом Ольгой Васильевой". Радио ГТРК "Псков". 6.06.2018 Г.

Совсем недалеко от Пскова, в тогда еще советской Эстонии в 1952 году умерла Лидия Пумпянская. Среднестатистический житель Советского Союза, со средней, очень скромной квартиркой, в которой она жила, со средней пенсией, тоже очень скромной. Но что-то в ней всегда выдавало особые качества, особую жизнь, прожитую ею…
Она была дочерью священнослужителя и ее жизнь была очень характерной для многих увлекающихся натур и в то же время, как жизнь любого неординарного человека, очень индивидуальной. Нарушив желание отца, уехала в Петербург и поступила не на курсы медицинских сестер, не в университет, а в театральный класс. Как позднее вспоминала ее дочь, Лидия Харлампиевна Дроботова (такова была ее фамилия в девичестве) не стала выдающейся актрисой, но театральная среда, которая позволила ей познакомиться с такими же юными, дерзкими, очень любознательными людьми ввела ее в удивительный артистический и художественной круг тогдашнего Петербурга. Судьба свела Лидию Дроботову с членами сообщества «Бродячая собака». Туда входили Ахматова, Кузьмин, и дружба с ними стала во многом определяющей в жизни Лидии Харлампиевны.
Это была жизнь, которая позволяла играть в сложности. Об этом великолепно написала Анна Ахматова, и надо сказать, что Ахматова, Судейкина и Дроботова составляли тот особый женский треугольник, который был очень характерен для того времени, когда молодость и бесконечная жизнь впереди требуют сложностей, трагедий…

Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.

Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.

Навсегда забиты окошки:
Что там, изморозь или гроза?
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза.

О, как сердце мое тоскует!
Не смертного ль часа жду?
А та, что сейчас танцует,
Непременно будет в аду.

Сама Анна Андреевна не могла даже предположить в каком аду они окажутся, эти «инфернальные нимфетки», как назвал их один из друзей. Этот ад наступит потом, через два года…
Сейчас же, когда юную, красивую Лидию Дроботову писал Савелий Сорин ничто на получившемся великолепном портрете, хранящемся в Псковском музее-заповеднике, не предсказывало того, что предстоит пережить, перестрадать и перебороть этой юной даме…