Царское село, как судьба и жизнь.

 Лариса Валентиновна Бардовская. Работает в музее «Царское село»  пятьдесят восемь лет. В жизни музея это целая эпоха, даже не одна. Лариса Бардовская родилась в победном сорок пятом. В разрушенном войной Пскове – в одном из нескольких уцелевших зданий на берегу реки, у древних крепостных стен псковского Кремля. Затем были небольшие латвийские города. Обстоятельства сложились так, что семья смогла вернуться в родной Ленинград только в пятьдесят третьем. Жили на набережной Невы в известном «доме политкаторжан». Недалеко от места, где когда-то прадед Петр Бардовский, служивший в петербургском университете в должности управляющего, занимал квартиру в первом этаже здания нынешнего восточного факультета. Среди предков Ларисы Валентиновны живописец Федор Бардовский, выпускник Императорской академии художеств. Поэтому поступление Ларисы в это знаменитое учебное заведение (факультет теории и истории искусств) было предрешено. Но еще раньше, в 1964-м, возникло в ее жизни Царское Село – как оказалось, навсегда. Ларису Бардовскую приняли на работу музейным смотрителем. Работа и учеба позволили общаться с легендарными музейщиками и искусствоведами. В их числе – Татьяна Александровна Соколова, Тамара Демьяновна Фомичева, Вера Владимировна Лемус, Владимир Францевич Левинсон-Лессинг. В годы  начала работы Ларисы Валентиновны   в Екатерининском дворце открыто для посетителей несколько небольших залов . Ни Большого зала, ни Янтарной комнаты, ни Золотой анфилады. Александровский дворец отдан военным. Парковые павильоны не восстановлены. В коллекции – зияющие пустоты от военных утрат. Бардовская все последующие десятилетия была и остается в центре титанической работы, позволившей совершить прорыв в его развитии. Она знает о придворной жизни Царского Села практически всё. О венценосных владельцах резиденции и их приближенных рассказывает так образно и ярко, будто знакома с каждым лично. Бардовская ввела в научный оборот многие произведения и коллекции из собрания музея. Раскрыла загадку миниатюрного портрета леди Мери Фокс-Холланд. Исследование гравированного портрета Екатерины II привело ее к выводу о существовании беседки-ротонды на Розовом поле в царскосельском парке.Совершенно особая тема – война, утраченные ценности. Лариса Валентиновна была в числе тех исследователей, которые пытались размотать клубок версий вокруг местонахождения подлинной Янтарной комнаты. На ее глазах, долгие двадцать пять лет, восстанавливали «восьмое чудо света». Она возглавила и в соавторстве с коллегой Галиной Ходасевич в 2000-м завершила грандиозную работу – подготовку и издание первого тома «Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны». Вскоре после этого в музей вернулись несколько предметов. В только что изданном к 75-летию Победы музейном сборнике Лариса Валентиновна рассказала об истории царскосельской Девушки с кувшином. О том, как стихотворение ополченца Владимира Лившица (он помогал перед наступлением фашистов закапывать скульптуру в парке) помогло в сорок четвертом найти ее. В разное время Лариса Бардовская заведовала архивом музея, хранила коллекции архитектурных чертежей, рисунков и акварелей, живописи. Почти тридцать лет она занимала ключевую должность  в музее — главного хранителя,  многие годы возглавляла Реставрационный совет. Сейчас продолжает хранить фонд живописи. Опубликовала более 100 научных статей.