• Рубрика записи:Хранители

ЛИЦЕВОЕ ШИТЬЕ XVI-XIX веков В СОБРАНИИ ПСКОВСКОГО МУЗЕЯ

Л.К. Бабинина.  Вступительная статья к каталогу «Лицевое шитье XVI-XIX вв. в собрании Псковского музея». Псков, 2016

Среди коллекций музея шитьё занимает скромное место, но по составу оно интересно и разнообразно. Здесь крестьянские тканые изделия, своеобразные одежды народности сету, облачения священнослужителей и замечательные памятники лицевого шитья XVI-XIX веков.

Что же это такое лицевое шитье? Лицевое шитье — вид декоративно-прикладного искусства, широко распространенный в эпоху древней Руси и Средневековья. Лицевым его назвали потому, что с помощью иголки и цветных ниточек изображается человек, его лицо, иногда изображается окружающая человека обстановка или библейские сюжеты.

В X веке Киевская Русь принимает от Византии христианство как новую официальную религию и одновременно с этим приобщается к византийской культуре. Наряду с фресковой живописью, иконами ткани являлись важным элементом убранства интерьера храма. Лицевым шитьём украшали облачения священнослужителей, церковные знамёна, завесы царских врат, пелены, надгробные покровы с изображением святых, покровцы и воздухи, возлагаемые на потиры и дискосы при освящении Святых Даров. Лицевое шитье достигло на Руси необычайного расцвета. Шитье для церкви считалось делом богоугодным, поэтому в каждом богатом и значительном доме, наряду с предметами обихода, создавали изделия для церкви. Для женского рукоделия отводились самые светлые комнаты, они и назывались — светлицы. Работа ми светлиц руководили хозяйки дома, которые, в большинстве случаев, были и сами замечательными вышивальщицами Многие светлицы (или мастерские) в боярских и княжеских домах славились своими художественными работами. Особо искусные мастерицы трудились при женских монастырях и в царицыной мастерской палате, где создавались лучшие памятники шитьевого искусства по рисункам царских иконописцев. Мастерицы специально обучались художественному шитью, к серьезным большим работам допускались лет через девять обучения. Труд мастериц ценился высоко, и жизнь их тоже. Во времена Ивана Грозного, когда вместе с челядью был уничтожен не один боярский род, мастерицам сохраняли жизнь. Самых искусных забирали у опальных или казнённых бояр в дворцовые светлицы.

Кроме вышивальщиц в создании изделий участвовали художники, их называли «знаменщиками». Они наносили рисунок на ткань, т.е. «знаменили». Над большими произведениями могли трудиться несколько художников. Лицевые изображения писал иконописец; орнамент, называемый «травами», — «травщик»; надписи — словописец. Мастера-словописцы старались сделать надписи красивее, буквы соединялись одна с другой, как бы вязались, создавая нарядный узор, а весь текст, вышитый по кайме, создавал как бы рамку, придавая законченность всей композиции.

Фоном для вышивки служили привозные шёлковые однотонные ткани, под которые для крепости подшивали холст и снизу шёлковую подкладку. Из тканей чаще всего использовали камку, тафту, атлас, реже — бархат и другие виды тканей.

Кроме ткани нужны были многоцветные шёлковые нити, нити серебряные, золотные, их разновидностей было много: пряденые, сканые (кручёные), волочёные (плоские) и т.д. Надо заметить, что с XIV века чистое золото встречается редко, его заменяет золочёное серебро. Такие нити называют золотными. Серебряные и золотые нити трудно протыкать сквозь ткань, поэтому их накладывали на ткань и закрепляли шёлковыми или льняными ниточками — «прикрепами» в определенном порядке. Стежки ниточек создавали разнообразные геометрические узоры: ромбы, прямоугольники, волнистые линии. Узоров насчитывалось более ста, но чаще использовались «клопчик» или «рогожка», «косой ряд» или «рядки», «копытечко» или «городок», «модна», «денежка», «черенок с ягодкой», «разводная клетка», «пёрышки» и другие

«Доличное» — одежды, окружающие предметы, пейзаж, архитектура — вышивались или разноцветными шелками, что характерно для XV века, или серебряными и золотными нитями «в прикреп», начиная с середины XVI века. К концу XVI века шитьё все больше украшается декоративными элементами: жемчугом, драгоценными камнями, дробницами. К концу XVII века, достигнув наивысшего подъёма и расцвета, художественное лицевое шитьё завершает свое развитие. Оно во многом подражает драгоценным окладам иконы, золотные нити застилают поверхность изделия, шёлком шьются лишь руки и лики, а в конце XVIII и в XIX веке в шитье всё чаще применяют краски, ими прописывают лик и руки. Этот приём становится привычным. Искусство церковного шитья постепенно приходит в упадок, и церковное шитьё уступает свои позиции светской вышивке. К концу XIX века светская вышивка практически заменила собой церковную.

Многие вещи в коллекции Псковского музея являются вкладными. Чаще всего в монастыри и церкви делали вклады — «в помин души» по умершим родителям и родственникам. Рождение наследника престола относилось к событиям государственного значения. Царская семья, остававшаяся в какое-то время бездетной, постоянно делала вклады в крупнейшие монастыри и церкви с молением о «чадородии», а рождение первенца отмечала многочисленными благодарственными пожертвованиями.

Большие шитые изделия приравнивались к крупным денежным вкладам, они составляли казну монастыря, их берегли и хранили в ризницах. Такие вклады не были частым явлением, ибо стоили очень дорого. Например, икона, выполненная в технике лицевого шитья, вносилась в храм как семейный вклад на вечное поминание о душах ушедших, вклады давались и за право пострижения в монастырь, и за право быть захороненными на его территории.

С XV века ведущее место занимали царицыны мастерские, во главе которых стояли великие княгини Софья Палеолог, Соломония Сабурова, царицы Анастасия Романовна Захарьина, Ирина Годунова С конца XVI века обращают на себя внимание изделия, выполненные в Строгановских светлицах, а с середины XVII века изделия Строгановых превосходят все другие мастерские. Наивысшего расцвета они достигают при Анне Ивановне Строгановой.

Пащаница «Положение во гроб» (ПКМ-1256)

Коллекцию составляют большие и малые пелены, плащаницы, воздухи, покровы и покровцы. Хронологические рамки коллекции XVI—XIX века. Особенно интересны и замечательны изделия, относящиеся к XVI—XVII векам. Около 1552 года в Псково-Печерский монастырь была вложена плащаница «Положение во гроб» (ПКМ-1256). Предание связывает этот вклад с именем царицы Анастасии Романовны, первой жены Ивана Грозного, с её молитвой к Богу о даровании здравия и чадородия царственной семье.

Московского шитья и другая плащаница «Положение во гроб» (ПКМ-1258). Это вклад думного дьяка Андрея Яковлевича Щелкалова в Никольский храм Псково-Печерского монастыря. Об этом повествует вкладная надпись. Плащаница датирована 1596 годом.

Пелена малая «Три святителя» (ПКМ — 1276) имеет вкладную запись: «Сия пелена строение Дмитрия Андреевича Григория Дмитриевича Строгановых». Это означает, что вышивали изделие в мастерской Анны Ивановны Строгановой (второй жены Дмитрия Андреевича и матери Григория Дмитриевича). За сына Григория Анна Ивановна неустанно молилась и делала вклады во многие церкви и монастыри. Под руководством Анны Ивановны Строгановское лицевое шитьё достигает своего расцвета. В 1651 — 1680 годах в самых знаменитых храмах и монастырях хранились десятки пелен, воздухов, плащаниц, комплектов архиерейского и дьяконовского облачений. Шитые в Строгановских мастерских — это были не повседневные, а праздничные изделия.

В Троицкий собор в 1634 г. была вложена пелена «Благовещение» (ПКМ -1274), Текст по каймам значительно утрачен, но в начале XX века его ещё можно было прочитать « … лета 7142 состроена быть сия хоругвь во храм пресвятыя и нераздельный Троицы в собор при державе благовернаго царя и великаго князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при его благоверной царице и великой княгине Евдокии Лукияновны и при благородный их детех благоверном царевиче князе Алексеи Михайловиче и при благоверном царевиче князе Иване Михайловиче и при архиепископе … Псковском и Изборском». 

Пелена Три Святителя
Плащаница малая "Положение во гроб"

Текст сообщает нам дату — 1634 г.; место назначения ~ Собор Святой Троицы, упоминаются дети только мужского пола к 1634 г. Евдокия Лукьяновна уже была матерью 7-х детей и двоих успела похоронить). Всех детей в этой царской семье было десять, но выжили только 3 девочки и 1 мальчик — царевич Алексей. Пелена «Благовещение» (ПКМ — 1274) — это вклад — молитва о здравии царской семьи, царских сыновей — наследников престола.

В коллекции имеются вкладные изделия и более позднего времени. На плащанице малой (ПКМ -1271) сохранилась ветхая бумажка с надписью: «даръ Софьи Петр. Гилейнъ фон Гембицъ». Софья Петровна была помещицей Псковского уезда.

Коллекция лицевого шитья в Пскове стала складываться к началу XX века. Это связано с именем архиепископа Арсения (Стадницкого), человека высокой культуры и обширных знаний. Он обратил серьезное внимание на многочисленные предметы старины на Псковщине и благодаря его трудам в 1906 году был создан церковный историко-археологический музей, в который стали поступать предметы старины, в том числе и лицевого шитья. Архиепископ Арсений и его помощники, бывая с инспекторскими проверками в монастырях и церквах Псковщины, отбирали для музея обветшавшие, но замечательные по исполнению образцы лицевого шитья, однако древнерусское шитьё поступало единичными экземплярами. Основная часть собрания сложилась в первые годы советской власти, после декрета о ликвидации церковного имущества. Декрет вышел в январе 1922 года, и с этого времени началось закрытие храмов. По распоряжению специальных комиссий наиболее ценные предметы средневекового шитья были вывезены в Москву и Ленинград. Так из Псковского Троицкого собора поступил в Государственный Русский музей прекрасный комплект шитья конца XVII века, вложенный, по преданию, сестрой Петра I царевной Софьей Алексеевной.

Часть предметов из закрытых церквей поступила и в Псковский музей. Журнал «Среди коллекционеров» в 1924 г. в статье «Письмо из Пскова» публикует: «… состав коллекций увеличился в несколько раз … », там же: «… в устраиваемый отдел древнерусского шитья по ступило несколько памятников местного происхождения».

К сожалению, документация тех лет не сохранилась

Во время Великой Отечественной войны ныне существующая коллекция лицевого шитья была вывезена в тыл, в Кировскую область в г. Советск, возвращена в Псков в конце 1945 г Последнее поступление лицевого шитья в музей было 30 мая 1962 года.