ОТКРЫТЫЕ ФОНДЫ ПСКОВО-ИЗБОРСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА зав. отделом фондовой работы

Журнал "Мир Музея". октябрь 2007 г.

«Дом Массона». Здание фондохранилища .

За эти годы музей пережил многие преобразования, уничтожение и многочисленные пополнения фондовых коллекций, а так же времена, когда остро ставились вопросы о специфике музейной деятельности и ее задачах на уровне не только научных дискуссий, но и государственных решений. Двадцать первый век в определенном смысле открывался скандальными обсуждениями возможностей сохранения музеями национального достояния. Последовавшие за этим многочисленные проверки музейных коллекций кроме плачевного состояния фондохранилищ, необходимости организации современной системы учета и ряда специфических проблем выявили огромное количество музейных предметов, сокрытых в музейных фондах от посетителей. Одна из основных причин этого явления — отсутствие как экспозиционных площадей, так и современных фондохранилищ. Это не позволяет музеям одновременно выполнять свою основную функцию — хранить Государственный музейный фонд и сделать его доступным для интересующейся публики.   Поэтому при получении в 2005 году нового

здания фондохранилища «Дом Массона» нам стало очевидно, что его использование должно максимально «сблизить» фонды и посетителей.

Для внутренней планировки здания «Дом Массона» характерны небольшие помещения (не более 50 кв. метров), что не позволяло разместить в них художественные фонды с большим количеством крупноформатных предметов. Поэтому для организации первого открытого для посетителей фонда мы выбрали собрание драгоценных камней и металлов, предметы которого, во-первых, не требовали длительной реставрационной подготовки, и, во-вторых, что не менее важно — всегда находились в центре зрительского внимания.

Кроме проблем по организации системы безопасности этого помещения, как и всего здания в целом, ключевой была задача выбора системы показа и оборудования для такой многочисленной коллекции (она насчитывает более 44000 единиц хранения), хронологически и тематически разнообразной. К тому же изначально с хранителями фонда (А. С. Григорьевой, И. А. Галицкой) мы решили, что необходимо показать максимальное по количеству число предметов. Постепенно сложилась внутренняя логика отбора для конкретных витрин — церковное серебро, нумизматика и фалеристика, украшения, столовые приборы. Как выяснилось, подобный принцип показа — объединение в одном помещении предметов с разноплановой тематикой — был использован уже в дореволюционных музеях Псковского археологического общества и Церковно-археологического комитета. Именно оттуда пришли и особенности дизайна наших витрин — массивные деревянные шкафы со

стеклянными двух-створчатыми дверцами, которые явно отличаются от привычной эстетики современных музейных экспозиций, построенных на облегченных металлоконструкциях.

Этот дизайнерский прием «ретро» сразу вводит посетителей в отличный от экспозиционного мир фондов со своими правилами и задачами, с чем связано и отсутствие в наших хранилищах этикетажа. Конечно, для рекламных мероприятий или экскурсионного обслуживания мы используем традиционные методы музейной работы, но они имеют и некоторое своеобразие. Экскурсси в «Доме Массона» проводят только хранители. Названия фондов, вынесенные в афиши, одновременно отражают их состав и особенности хранительской работы с фондом или его историю.

Так называемая «Хрупкая коллекция» мы определили круг предметов, включенных в нее и выполненных из самых хрупких материалов, придуманных человечеством — стекла, хрусталя и фарфора. И вместе с тем история этого собрания как нельзя лучше доказывает, что нет ничего более хрупкого и беззащитного перед войнами и разрушениями, чем музейные предметы. До начала Великой Отечественной войны в Псковском музее только изделий китайского фарфора (по устным свидетельствам) насчитывалось около 3000 единиц хранения. В современной же коллекции музея (стекло, фарфор XVIII-XX веков) — только 3500 предметов.

Фонд драгоценных камней и металлов мы назвали «Золотая кладовая» не только потому, что в ней хранятся предметы из золота. Трудолюбие, терпение и самоотдача хранителей этого фонда — их личностные и профессиональные качества составляют золотой фонд музейных традиций. Сотрудники именно этого фонда были первооткрывателями новой для нас области музейного дела — «открытые для посетителей фонды». От их опыта, профессиональной интуиции и нормативных действий зависело, как будет восприниматься наше начинание широким кругом людей. К тому же они должны были создать методические разработки для экскурсий (тематические длятся 45 минут), объединяющие материал нескольких столетий (Х-ХХ веков), создававшийся как мастерами Пскова, так и других центров ювелирного русского и европейского производства. При этом нельзя было повторяться и идти вслед за методическими приемами экскурсии по экспозиции «Художественное серебро XIV-XIX столетий», которая работает в музее уже несколько десятилетий и где представлены лучшие произведения псковских, русских и западноевропейских серебряников. Тем более в фондохранилище часто приходят посетители, уже побывавшие в наших музейных экспозициях. Поэтому в каждой тематической группе во время экскурсии особое внимание мы уделяем типологии тех музейных предметов, которые не представлены по тем или иным причинам в экспозиции.

Например, среди собрания церковного серебра одной из многочисленных является коллекция крестов, но в экспозиции они представлены очень ограниченно. В «Золотой кладовой» мы особо выделили тему об этом основном символе христианства. Более того, кресты с надписями, текстами, восходящими к словам молитв позволяют обратиться к такой теме, как палеография и выделить ее в отдельную экскурсию, которую у нас проводят для слушателей богословских учебных заведений. Отдельный интерес представляют наградные кресты или вотивы, с которыми посетители могут познакомиться в нашем музее только в «Золотой кладовой», как и с нумизматической коллекцией, насчитывающей более 30000 единиц хранения.

В «Золотой кладовой», у нас впервые за все время существования музея появилась возможность показать собрание ювелирных украшений Х-ХХ столетий. В эти витрины мы так же включили изобразительный материал — портретную живопись XVIII-XX веков, страницы парижского журнала мод начала XX века, что привносит стилистику времени и позволяет соотнести хранящиеся драгоценности с особенностями эпох, моды и социальных групп.

В дальнейшем мы стали в каждом хранении использовать изобразительный ряд, в том числе и в фонде оружия «Знаки доблести и славы», открытие которого позволило показать музейный материал немногочисленный (чуть больше 300 единиц хранения), но охватывающий период четырех тысячелетий. Каменный топор (возможно ритуальный) II тысячелетия до нашей эры, скифский меч VI века до нашей эры — самые древние, которые наряду с коллекцией русского и западноевропейского оружия XVI-XX веков позволяют проиллюстрировать историю возникновения и развития, как холодного, так и огнестрельного вооружения. В отличие от действующей музейной экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне, здесь нами выбрана тема служения оружия русской государственности, защите Отечества и исторической памяти. Поэтому русское вооружение в витринах мы демонстрируем одновременно с предметами фалеристики. Древнее оружие (детали кистеней XII-XIII веков, топоры) — рядом с настольной медалью «В память 500-летия Куликовской битвы». В витринах с огнестрельным и холодным оружием второй половины XIX века — медали, выпущенные в память о славных победах русской армии, например, 100-летию войны с Наполеоном.

К тому же фонды нумизматики и фалеристики (без наличия в них драгоценных металлов) не включены в наши обзорные экскурсии для широкого круга посетителей. Система оборудования для хранения этих собраний (хранители Т. С. Андрушкевич, М. В. Петренко) позволяет организовывать посещения для малочисленных групп (не более 5 человек). Подобное ограничение действует в нашем фондохранилище и для коллекции керамики (хранитель О.А. Алексеева). Однако, откликаясь на просьбы педагогов, прежде всего тех, кто работает с дошкольными группами и учениками начальной школы, в сентябре этого года мы планируем открыть хранение глиняной игрушки.

Не останавливаясь надолго на вечной проблеме музеев — недостаточном финансировании, не могу не заметить, что иногда именно это рождает оригинальные решения. Так, большое помещение верхнего этажа фондохранилища в течение двух лет пустовало из-за сложности очертаний интерьера организованного своеобразной конфигурацией крыши и многочисленным несущими балками. Для того, чтобы; разместить в нем фонд тканей (хранитель Н.И.Гужева), одежды и лицевого шитья требовалось нестандартное оборудование, следовательно, дорогостоящее. Постепенно появилась идея, следуя за особенностями интерьера организовать вокруг стоек несколько помещений и использовать их как большие шкафы, внутри которых поместить металлические конструкции для вешалок. Таким образом, это позволило не только изолировать шерстяные предметы от коллекции полотенец или одежды изо льна, но внутри этих пространств использовать передвижные вешалки, которые применяются теперь нами при проведении экскурсий. На каждой из таких вешалок, которые во время экскурсий выкатываются из шкафов, помещены предметы в соответствии с экскурсионной тематикой — пояса, полотенца или одежда. В обзорную экскурсию по фонду тканей включены памятники, хранящиеся в многочисленных специальных витринах как, например, Плащаница 1596 года, которые можно определить как уникальные, что позволяет удерживать интерес зрителей. Это всегда актуально, к тому же фондом тканей завершается посещение фондохранилища и более того, туда посетители приходят из хранения самоваров, где каждый раз мы наблюдаем у экскурсантов буквально взрыв эмоций, что для нас важно, но не совсем объяснимо. Самовары — не такая уж редкость для современного человека. Поэтому, вероятно, пленяют наших  посетителей не только сами музейные  предметы, но и та атмосфера домашнего уюта, которую мы сознательно пытались создать в этом помещении, для  чего поместили туда плетеную мебель  (автор Г. Григорьев) и живописные панно на дереве (автор И. Городецкая).

Это хранение мы так и назвали — «Друг семьи — самовар» (хранитель Л. Я. Данилова). Во многих отзывах, которые мы храним в специальной книге, часто встречается упоминание о том, что наши фондовые помещения имеют свою индивидуальность и отличаются от традиционных представлений о хранилищах. Для нас это очень существенные замечания, так как каждый наш хранитель — это не только проводник в жизнь инструкции 1985 года по учету и хранению Государственного музейного фонда. Это еще и творческая личность, которая стремиться из многообразного и разнопланового хранимого материала создавать экспозиционно-цельные и образные композиции, что позитивно отражается на восприятии посетителей.

Проделанная нами в течение 5 лет работа, благодаря которой улучшены условия более чем 70000 музейных предметов, сделала доступными 70% из них. Открытость фондовых коллекции и работы хранителей — это то, что привносит ясность в понимание деятельности музейного  сообщества в целом и создает основы  сохранения культурного современного пространства.