«КАК ОТ БРОШЕННОГО КАМНЯ ПО ВОДЕ ИДУТ КРУГИ…»

ВЕРА ДМИТРИЕВНА ЛИХАЧЕВА

Радиопрограмма из цикла «Очерки с искусствоведом Ольгой Васильевой». Радио ГТРК «Псков» 30.05.2018г.

Ю. Г. Бобров

Санкт-Петербургский государственный академический
институт живописи, скульптуры и архитектуры
имени И. Е. Репина РАХ.
Заведующий кафедрой реставрации живописи.
Доктор искусствоведения, профессор, действительный член РАХ.

Вера Дмитриевна Лихачева (1937–1981)

Чем больше лет проходит со дня гибели Веры Дмитриевны Лихачевой, тем очевиднее становится значение ее личности и того вклада, который она внесла в отечественную науку. Ее недолгая, но яркая жизнь и научная карьера до последних дней были неразрывно связаны с Институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Здесь она училась на факультете теории и истории искусств, который окончила в 1959 г. Здесь она стала преподавать после того, как защитила канди­датскую диссертацию по теме «Иконографический канон и стиль палеологовской живопи­си» в Государственном Эрмитаже, в котором работала в течение нескольких лет после окончания института (1959–1965).
Первые публикации В. Д. Лихачевой были посвящены художественным особенностям средневековых греческих рукописей из собраний Российской Национальной библиотеки в Петербурге (в прошлом ГПБ) и Государственного Эрмитажа. Результаты этих исследований, отличавшихся оригинальностью выводов и свидетельствующих о блестящей эрудиции автора, позднее нашли свое обобщение в монографии «Искусство книги. Константинополь. XI век» (1976) и в альбоме «Византийская миниатюра. Памятники византийской миниатюры IX–XV вв. в собраниях Советского Союза» (1977). В своих работах В. Д. Лихачева со всей убедительностью сумела показать, что книжная миниатюра, несмотря на то, что она «не играла такой ведущей роли, как мозаика и фреска, тем не менее отражала основные изменения, происходившие в развитии искусства».
Целый ряд ее публикаций был посвящен памятникам средневекового искусства Сирии, Сванетии, Грузии, Болгарии, Древней Руси и Греции. Исследования, растягивающиеся обычно не на одно десятилетие, спрессовались, благодаря талантливости ученого, соразмерно сроку, отпущенному ей Богом: уже в 1977 г. Вера Дмитриевна защищает докторскую диссертацию об искусстве книжной графики Византии. Всего через полтора десятилетия после выхода в свет ее первых публикаций она становится одним из ведущих в мире специалистов в области византинистики и, возможно, одним из немногих, кто сумел в своем подходе к памятникам Средневековья соединить глубокое понимание образной сущности христианского искусства и его теологической символики.
За период с 1966 по 1981 г. Вера Дмитриевна не просто прошла академический путь от начинающего преподавателя до доцента и затем профессора, но сумела возродить традицию изучения византийского искусства в стенах Академии художеств, начатую еще М. К. Каргером. Разработка и чтение лекционных курсов по искусству Византии и Древней Руси, западноевропейского искусства Средних веков и эпохи Ренессанса, несомненно, способствовали становлению широкого научного кругозора В. Д. Лихачевой. В ее лекциях отдельные артефакты обретали новый глубокий смысл в контексте развития всей европейской художественной культуры. Частное преображалось через общее. Именно такой подход привлекал к ее лекциям особенное внимание студентов.
В шестидесятые и семидесятые годы на фоне идеологических ограничений и нарастающего застоя общественной жизни заметно повышается интерес к древностям, христианскому символизму, формальному художественному языку русской иконы. Новому поколению вновь открылся неиссякаемый источник великого христианского символизма, из которого черпали свои идеи и образы реформаторы искусства первой четверти XX в. На этом фоне растет роль и значение курса истории древнерусского искусства, он становится одним из важных компонентов академического искусствоведческого образования. Годы ее преподавания в стенах Института имени И. Е. Репина совпали с периодом наиболее тяжелого идеологического прессинга, который, к счастью, мало затронул институт благодаря высокой культуре педагогов тех лет. Вера Дмитриевна Лихачева вместе с такими замечательными профессорами, как Алексей Николаевич Савинов, Абрам Львович Каганович, Игорь Александрович Бартенев, Анна Петровна Чубова, сумела сохранить непредвзятость научной и человеческой позиции. Вера Дмитриевна принадлежала к той плеяде петербуржцев-ленинградцев, чей облик выражал своего рода петербургский академический стиль. В ней была та особенная интеллигентность, которая незримо присутствовала и в ее внешности, и в манере чтения лекций, и в ее научной аргументации. Даже в самых горячих дискуссиях она сохраняла спокойствие и достоинство, закаленные, очевидно, в непростые годы ее работы в Эрмитаже. Обаяние ее личности привлекало на лекции даже тех студентов, чьи интересы не соприкасались с проблемами искусства Средних веков. Более того, в ее интерпретации явления далекого от нашего времени средневекового искусства приобретали осязаемую актуальность.
Вера Дмитриевна, в числе немногих, ясно видела актуальность художественного языка византийского и древнерусского искусства. Ее небольшая монография, написанная совместно с отцом, Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, – «Художественное наследие Древней Руси» (1971) – стала одной из первых попыток соединить Время, вывести культуру и искусство Древней Руси из рамок кабинетной медиевистики. В книге раскрываются особенности древнерусского изобразительного искусства и литературы, созвучные нашей эпохе. Древняя Русь предстает в ней «не как неизменное и самоограниченное семивековое единство, а как разно­образное и постоянно изменяющееся явление». Мысль авторов о том, что подлинное развитие современной культуры предполагает не механическое заимствование и подражание Древней Руси, не стилизацию, но творческое усвоение великого наследия, предстает сегодня, уже в третьем тысячелетии, как своего рода духовное завещание. Значение этой мысли особенно велико в условиях, когда художественную прак­тику захлестывает волна поверхностной, чисто внешней подражательности, не затрагивающей сущности образа, а критика не может найти критериев оценки произведений в псевдодревнерусском стиле.
Все, кто имел возможность учиться у В. Д. Лихачевой, помнят ее блестящие лекции, в которых простота и естественность изложения материала сочетались с глубиной научного анализа. Благодаря Вере Дмитриевне студенты факультета теории и истории искусств смогли приобщиться к современной методологии искусствоведческой науки. Она учила студентов привлекать в своих исследованиях опыт иконологии, семиотики и структурного исследования памятников искусства, не ограничиваясь традицион­ными методами описательно-эмоционального анализа. Ее эрудиция и знание миро­вой искусствоведческой литературы оказывали магическое действие на поколение студентов 1960–1970-х гг.: после ее лекций и рекомендаций по курсовым и дипломным работам становилась очевидной необходимость изучения иностранных языков и освое­ния современной зарубежной литературы по изучаемой теме. Ее научная щепетильность служила примером для студентов: никто не мог себе позволить «раскрывать» кавычки при цитировании других авторов или вообще не делать ссылок на источники.
Особенно значительный вклад В. Д. Лихачева внесла в методологию изучения и преподавания истории древнерусского искусства. В предшествующее время древне­русское искусство рассматривалось изолированно от культуры Византийского мира, как самодостаточное явление, развитие которого следовало идеалистической концепции перехода от эпохи расцвета к эпохе упадка. Вера Дмитриевна начала свою препо­давательскую деятельность тогда, когда многие считали Симона Ушакова «злым гением» русской иконописи, приведшим ее к упадку. Отсюда возникала пропасть между древностью и «новым» искусством Петровской эпохи и всего XVIII в., кото­рая практически преодолена в представлениях ученых только теперь. В. Д. Лихачева вслед за В. Н. Лазаревым, Г. К. Вагнером и другими крупнейшими русскими и европейскими  искусствоведами утверждала идею интернациональности средневековой христианской культуры, в рамках которой своеобразие древнерусского искусства становится более значительным и очевидным. Она стала одним из первых исследо­вателей и педагогов, разрушивших представление о замкнутости Древней Руси. Она развивала новые взгляды на значение древнерусского искусства XVII в. и раскрывала перед студентами роль древнерусского художественного наследия в формировании искусства авангарда XX в.
В. Д. Лихачева кроме чтения лекций вела семинарские занятия, руководила курсовыми и дипломными работами, диссертациями, выступала в роли научного оппонента. Своего рода итогом ее преподавательской деятельности стал раздел «Древне­русское искусство» в учебнике по истории русского искусства (1982) для высших и средних учебных заведений, в котором нашли отражение основные положения ее лекций. Сегодня он стал основным учебным пособием не только для студентов Ин­ститута имени И. Е. Репина, но для всех изучающих историю искусства и культуры Древней Руси.
Научная и педагогическая деятельность Веры Дмитриевны получила широ­кое признание в стране и за рубежом. С начала 1970-х гг. она принимает участие в международных конферен­циях и симпозиумах в Бухаресте (1971), Афинах (1976), Тбилиси, Тырново (1979), Бирмингеме (1980), Софии (1981); читает лекции по византийскому и древнерусского искусству в Югославии (1978), Италии и Австрии (1979), Англии (1980). С 1979 г. Вера Дмитриевна входит в состав редколлегии журнала Академии наук «Византийский временник» – одного из самых авторитетных изданий в своей области.
Жизнь Веры Дмитриевны Лихачевой оборвалась внезапно, но ее смерть не могла остановить выхода в свет ее последних научных исследований. В начале 1982 г. появляется фундаментальный труд «Искусство Византии IV–XV веков», подписанный ею к печати за несколько месяцев до гибели. В этой относительно небольшой по объему книге сконцентрирована тысячелетняя история византийского искусства. Лаконизм автора, воспитанный годами чтения лекций, позволил ярче показать существенные стороны развития всех видов искусства Византии – архитектуры, настенной живописи, иконописи, книжной миниатюры и прикладного искусства – от эпохи поздней античности до падения великой империи. Монография стала не просто еще одним академическим исследованием для узкого круга специалистов, но книгой, обращенной к современникам. Одной из целей этого труда было намерение показать, что византийское искусство «актуально для нас своим умением сочетать различные виды искусства – слово и живопись, архитектуру и живопись, живопись и музыку, философию и живопись» (В. Д. Лихачева). В этой позиции автора, нашедшей свое выражение, так или иначе, во всех ее работах, залог продолжающейся актуальности, действенности наследия ученого – Веры Дмитриевны Лихачевой.


Слушать радиопрограмму «Как от брошенного камня по воде идут круги…»

Византия и Древняя Русь. Культурное наследие и современность — Издательство Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина.

http://repin-book.ru/vizantya-rus.html