"НАПОМИНАЮТ МНЕ ОНЕ ДРУГУЮ ЖИЗНЬ И БЕРЕГ ДАЛЬНИЙ..."
ПОРТРЕТ П.П. МЕЛЬНИКОВА
Радиопрограмма из цикла "Очерки с искусствоведом Ольгой Васильевой". Радио ГТРК "Псков".
Девяностые годы прошлого столетия были в жизни псковского музея очень насыщенными. Мы довольно часто возили свои выставки за рубеж. Это доставляло нам огромное колическтво хлопот, но все эти переживания с лихвой окупались интересом посетителей выставок в Германии, Швеции, Франции и, конечно тем, что мы сами видели, встречаясь с чем-то необычным для себя, в этих странах. Во время одной из таких поездок, после завершения монтажа выставки в небольшом шведском городке Фалун, мы отправились на поезде в Стокгольм. Когда мы пришли на перрон, вид этого поезда нас ошеломил… И невольно в голове всплывает мотив песни М.И. Глинки «Попутная»:
Дым столбом — кипит, дымится пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Веселится и ликует весь народ
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чисто поле.
…Первая железная дорога в России был построена между Санкт-Петербургом и Царским Селом в 1838 г. А двумя годами ранее вышла книга замечательного русского инженера Петра Петровича Мельникова «Железные дороги», где он блестяще доказал и инженерную возможность, и экономическую выгоду создания в России сети железных дорог, несмотря
на шквал критиков, брюзжание скептиков и яростное сопротивление противников. А в 1841 году Николай I издает указ о создании специального комитета проектирования и строительства железнодорожных путей сообщения. Членом этого комитета стал и П.П. Мельников. Это был не просто блестяще образованный человек, он обладал сильным характером и мощным профессиональным чутьем… И в 1851 году была открыта Николавеская железная дорога соединившая Петербург и Москву, а П.П. Мельников был назначен первым министром путей сообщения.
Возможно эта история так и осталась бы для меня далекой, если бы не портрет П.П. Мельникова, хранящийся в фондах Псковского музея. Он был написан в 1869 г. художником Сергеем Зарянко…