"ОСТАВЬТЕ: ЭТО СПОР СЛАВЯН МЕЖДУ СОБОЮ..."

РОССИЯ И ПОЛЬША

А. ПУШКИН, Г. СЕМИГРАДСКИЙ, Ф. ШОПЕН

Радиопрограмма из цикла "Очерки с искусствоведом Ольгой Васильевой". Радио ГТРК "Псков".

Я довольно часто бываю в Польше, в Варшаве. Как она меня радует! Своей ухоженностью, своей элегантностью, доброжелательностью варшавян. Как меня радуют замечательные музеи, которые не просто хранят прекрасные коллекции, а сохраняют их. И каждый раз, когда я там бываю, я ощущаю удивительную связь нашей истории русской и польской, польской и русской.

Вместе с тем, проезжая мимо здания бывшей резиденции наместника русского императора в Польше, я не могу не вспоминать и трагические события, во многом, определившие сложность наших взаимоотношений, например, польское восстание 1830 г. Надо сказать, что это восстание, его идеи были поддержаны и многими 

представителями русской либерально настроенной интеллигенцией…

В этот сложнейший период, когда депутаты французского парламента призывали Францию открыто выступить на стороне польских повстанцев против России, появляется стихотворение А.С. Пушкина «Клеветникам России». Надо сказать, что оно, если и не стало «гласом вопиющего в пустыне», то очень не многими было принято и поддержано. А между тем, это стихотворение, на мой взгляд, не только объясняет причины сложных отношений между нашими народами, но и во многом предопределяет их будущее:

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…

За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.

В собрании псковского музея есть работа художника Генриха Ипполитовича Семирадского, поляка родившегося в Харьковской губернии, «Христос и грешница». И когда я смотрю на эту картину и вспоминаю эпизоды из биографии этого художника, я понимаю, что судьбы наших народов неразрывны…