"...И РАСШИТЫЙ РУШНИК МНЕ НА СЧАСТЬЕ, НА ДОЛЮ ДАЛА... "

Радиопрограмма из цикла "Очерки с искусствоведом Ольгой Васильевой". Радио ГТРК "Псков".

Сегодня, когда мы пользуемся таким привычным для нас, таким заурядным предметом как полотенце, мы не задумываемся насколько большое, практически сакральное значение этот предмет обихода имел для наших предков. Само название «полотенце», если мы задумаемся не только об этимологии этого слова, но и определим его корни, то полотенце можно трактовать  как полутень (в древних определениях человека — это душа, то, что невидимо, неуловимо). Полотенце — это и полотнище, что означает путь. Корень слова полотенце может быть связан и со словом положить. И все эти корневые сути слова отражают и назначение, и символику, и характер применения полотенца нашими предками. При рождении младенца положат на полотенце, его будут крестить, и первое, что он почувствует это прикосновение полотенца, когда его возьмут из крещальной купели. Свадьба никогда не обходилась без полотенца. И когда хоронили человека, его опускали в могилу на полотенцах…

 

Полотенца украшались богатой символикой. Как правило вышивка была яркой с преобладанием красного цвета, потому, что красный цвет это символ жизни, это символ солнца, и это цвет, который способен уберечь человека от всего страшного, темного потустороннего. С этими представлениями была связана и символика самих изображений. Для того чтобы подчеркнуть, что полотенце дает жизнь, а при правильной жизни бессмертие, в орнаментике использовались ромбы, квадраты, которые олицетворяли бесконечность жизни, как, впрочем, и знак свастики…

В псковском музее хранится совершенно замечательная коллекция полотенец-рушников к XVIII — нач. XX вв. И когда мне приходится бывать в хранениЮ где находится эта коллекция, я невольно вспоминаю замечательную украинскую песню, которая начинается словами «Рiдна мати моя, ти ночей не доспала…»