«ВСЯКИЙ ТАЛАНТ НЕИЗЪЯСНИМ».

Н.Ф. ОКУЛИЧ-КАЗАРИН.

К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Несколько лет тому назад с этой же трибуны я прочитала доклад о   необходимости в деятельности современного музея консерватизма. Это отражает мою уверенность в том, что   основой   музейной работы должно быть, как сохранение, так и продолжение традиций предшественников. Именно создатели   псковских музеев ПАО и ПЦАК заложили фундаментальные основы и направления   деятельности музеев, как системы коллекционирования, описания, изучения и популяризации собраний. С самого начала это было уделом людей бескорыстных. Первые собиратели коллекций – это члены Псковского статистического комитета, труд которых в соответствии с Указом от 1835 года не оплачивался.Однако уже в 1869 году  на одном из заседаний Псковского статистического комитета обсуждался вопрос о создании музея, что было необходимо из-за большого количества  собранного материала.  Правила для будущего музея составлял   И.И. Василев. Затем по его предложению в 1871 году была создана при комитете особая археологическую комиссия. Именно   она возглавила «как разработку местных исторических памятников, так и заботы по устройству, собиранию и хранению древностей».  В этом же направлении шла работа «Общества собирателей древностей в Пскове», которую возглавлял К.Г. Евлентьев и на которого возложили обязанности хранителя археологического музея. Константином Григорьевичем впервые Поганкины палаты были выбраны, как самое   подходящее здание для будущего музея. Им же сформулированы принципы комплектования, учета и хранения фондов, а именно по коллекциям: икон, сосудов, богослужебных книг, рукописей, монет, медалей, оружия и т.д. Тогда же, как обязательное, ввели  условие сохранения фамилий дарителей, что посей  день  позволяет уточнять истории бытования, например, книги Поганкина, подаренной М.И. Кунинским или литографий И.С. Иванова переданных (?) Бутовым. Важно, что называющие себя любителями древностей, ставили вопросы именно научной систематизации и хранения предметов, что неоднократно заставляло Псковских собирателей   обращаться за консультациями к профессорам Петербургского  университета, Императорской Академии художеств, сотрудникам Эрмитажа и Артиллерийского музея. До размещения псковской коллекции в здании Поганкиных палат в 1902 год, что тесно связано с семьей Фан-дер-Флитов,  музейные помещения находились в Дворянском доме и помещении Статистического комитета   присутственных мест Пскова. Принципиально, что до всех перемещений фондов музея Г.С. Лошакову, С.В. Кохомскому   и Д.Ю. Стопневичу было поручено составление  систематических  музейных описей .Таким образом, очевидно, что в Пскове активно  и профессионально  работало музейное сообщество Любителей старины ,куда органично в 1906 году входит такой же любитель, как большинство его  псковских сотоварищей Николай Федорович Окулич-Казарин. Однако его профессиональная деятельность офицера-артиллериста и юриста была еще более далека от музейной практики, нежели занятия   преподавателя семинарии И.И. Василева, архивариус суда К.Г. Евлентьев или воспитателя кадетского корпуса Ф.А. Ушаков.

     Николай Федорович Окулич -Казарин   происходит из семьи кадрового военного. Его отец из потомственных дворян Витебской губернии получил звание подполковника, вышел в отставку и сына определили в Новгородский графа Аракчеева кадетский корпус. После  окончания учебы в кадетах, Казарин поступает в Первое военное Павловское училище и после его окончания ( 1867 год) назначается прапорщиком в 8-й гренадерский Московский Великого герцога Фридриха Мекленбургского полк.  Служба у прапорщика началась в артиллерии. Он служит в Кронштадской береговой артиллерии, затем в управлении Кронштадской крепостной артиллерии. В 1875 году  Николай Федоровича  производят в штабс-капитаны и в следующем 1876 году переводят на юг, где  в Николаевской крепостной артиллерии его  назначают командиром роты. Затем   роту   переводят   в Одесские береговые батареи и там (в 1878 году) производят в капитаны. После того, как Н.Ф. Окулич-Казарин несколько месяцев пробыл в Болгарии и городе Королевиц Черниговской губернии  его командируют  в Санкт-Петербург для сдачи экзаменов в Военно-Юридическую академию (1880 год), которую он  заканчивает в чине подполковника в 1884 году. С этого года началась   его служба в Прокурорском надзоре Петербургского военно-окружного суда на должности   военного   следователя   и   затем   помощника военного прокурора .С должности   следователя в   чине генерал-лейтенанта он уходит в отставку. Очевидно, что военное образование артиллериста, исполнительность воинской службы, умение подчинять свои желания должностным обязанностям   Окулич Казарин использует в своей практике краеведа, как и   безукоризненность при составлении документов, воспитанную судебной службой. И сама личность Николая Федоровича, его образованность сразу произвели должное  впечатление на членов Археологического общества и в 1906 году он становится его членом, затем секретарем, товарищем председателя и хранителем музея, что предполагало современную функцию директора. Вероятно большое значение для успехов в деятельности по изучению псковской истории, ее памятников имели те качества личности, которые проявляются ужу в его юности. В своих дневниках, будучи воспитанником кадетского училища на ряду с записями, посвященными учебе более чем на двадцати страницах тексты песен. В последующих дневниковых заметках  о путешествии по Италии   уже с супругой открываются широкие познания автора по истории архитектуры, живописи Возрождения, интересные наблюдения и собственные   мнения. Они побывали в Риме, Флоренции, Болонье, Венеции. И каждому   из этих городов посвящен короткий, но   яркий текст заметок. Надо отметить, что   Николай Федорович   много   путешествовал с юных лет. Он родился в   Перми, затем переезжает для учебы в Новгород  и Петербург ,потом при прохождения службы  живет в Москве, Кронштадте, Одессе , городах Болгарии,  Королевице. В завершении своей карьеры Окулич   переезжает из Финляндии в Грузию ,Тифлис. Вероятно, в каждый свой приезд в эти замечательные исторические места у Казарина  возникала необходимость в кратком путеводителе — книге, которая бы собрала вместе пояснения о самых важных достопримечательностях. Возможно поэтому, один из основных  и первых  результатов изучения Пскова Окулич — Казарина стал его путеводитель по древнему городу. Путеводитель одновременно обобщил уже изданные материалы по истории псковских храмов и систематизировал много новых сведений. Первое издание включало 61 фотографию О.И. Парли и четыре плана, один из который губернского Пскова. Выход книги был приурочен к началу работы в 1911 году XV археологического съезда, проходившему в   Новгороде. Окулич-Казарин буквально  открыл псковичам древний Псков, его замечательную историю. Могу предположить, как многие современные   венецианцы или римляне живут не все и не всегда  ощущая и восхищаясь древностью своих городов, так же было и с жителями Пскова. Но уже  в 1913 году печатается второе издание «Спутника», что свидетельствует о большой популярности книги. Большое  значение этот  труд имеет для атрибуции и истории памятников, хранящихся в музее Пскова.  Во время Великой отечественной войны большая часть псковской коллекций была вывезена фашистами. О возвращенных предметах в 1947 и 1955 годах  в Псков после Победы не было никаких сведений, так как   довоенные книги поступлений (КП) были утрачены. Но на возвращенных   иконах, на их тыльной стороне стояли латинские буквы и номера. Эти немецкие шифры   фиксировали из каких церквей вывозились немцами иконы. Однако это не всегда   отражало происхождение памятника, так как они были сконцентрированы в нескольких храмах, откуда отправлялись в Германию. Соединенные с немецкой шифровкой детальные описания   в «Спутнике» Окулич- Казарина икон с размерами, расположением в храмах и их характеристиками позволяют   связать, несколько   отдельных икон, а так  же   праздничные, деисусные и пророческие ряды иконостасов с   конкретными   храмами. Его наблюдательность и пунктуальность в описаниях,например, одним предложением определило происхождение икон церкви Дмитрия Мироточивого, так как автор указал, что «Весь 2-ой ярус иконостаса имеет   особенность, что в нем апостолы соединены с праздниками». Более того. Николай Федорович при стилистических характеристиках иконописных памятников использует термин «письма», но не школы. Несколько оппонентов критикуют автора за это . Николай Федорович, отстаивая свою правоту пишет: «Что же касается допущенного мною деления на Новгородские, Московские, Строгановские и проч. письма (но не школы),то я никак не могу признать его устарелым, ибо оно и до сих пор остается общепринятым и проведено, например, в каталоге древнерусского искусства в Москве 1913 года, в составлении коего участвовали такие бесспорные знатоки нашей иконописи, как С.П. Рябушинский, А.А. Тюлин и  П.П. Муратов».Прошло  более 100 лет после написания этих строк и все большее число исследователей соглашаются с тем, что термин «школа» не отражает особенности православного иконописания средневековой Руси. Не меньшую актуальность по настоящий день имеют исследования   Окулич -Казарина   для археологов, архивистов и археографов о чем подробно изложено в статьях сборника, посвященного 150-летию Н.Ф. Окулич -Казарина. Одновременно   необходимо отметить не менее значительный труд Николай Федоровича по составлению каталога музея Псковского археологического общества, вышедшего в 1908 году. Одна из особенностей издания – это уважительное отношение к своим предшественникам и коллегам по изучению древностей. Автор не только перечисляет заслуги И.И. Василева, Н. Ф. Фан-дер-ФлитаМ.А. Назимова, Е. К.Фан-дер-Флит, помещает их портреты, но дает емкие характеристики каждому из них. Таким образом, из предисловия к изданию становится понятно, что музей и его разнообразные коллекции стали   результатом   всесторонней и многолетней деятельности   большого коллектива любителей старины. Описание музейного собрания, выполненное Окулич -Казариным  отвечает строгим требованиям современного министерского регламента, так как включает все необходимые   каталожные положения: название, автора, размеры, способ поступление, происхождение. Подобная научная основа путеводителя получила   и у современников высокую оценку. Профессор Петербургского университета А. И. Яцимирский писал: «Очень немногие из столичных музеев имеют такие же толковые и обстоятельные путеводители, как псковский музей….. (путеводитель) может послужить образцом для подобного рода указателей. Достаточно вспомнить описание (стр.157) портрета графа Витгенштейна, чтобы выше приведенные слова не показались результатом  снисходительного отношения столичного ученого к любителю — провинциалу. Этот портрет был во время Великой Отечественной войны в эвакуации и вернулся   в   Псков   без номера книги поступлений ( КП). Идентифицировать портрет легко удалось по сведениям, которые приводит Окулич-Казарин в путеводителе и данный пример не единственный. Аналогичные   ситуации характерны для нумизматической коллекции, собраниям археологии и рукописей. После революционных событий 1917 года по свидетельству очевидцев   в музей поступали предметы быта, картины , книги из брошенных владельцами усадьб. Данные поступления не отражены в содержании печатных работ Окулич-Казарина, но известно, что он систематически вел дневники, к сожаления утраченные.

         Должность руководителя музея в дореволюционный период, как правило называлась «хранитель или главный хранитель», подобно Эрмитажу, что вероятно больше отвечает задачам музейной деятельности. В этом качестве Николай Федорович проработал до 1919 года. За время его административной деятельности было выполнено очень много преобразований. В  соответствии с финансовыми возможностями были  проведены ремонтные работы в здании Поганкиных палат, расчищены подвалы, осуществлена основная технологическая  подготовка к электрическому освещению помещений, приобретены новые витрины, которые были необходимы для осуществлённой  реэкспозиции музея. Выставочные площади были увеличены и включали  пять помещений, но их  было совершенно недостаточно, так как во время службы музею Окулич -Казарина  дарители передали более 200 произведений  живописи, графики, скульптуры, фарфора, рукописей, монет.После смерти Ф.М. Плюшкина  в 1914 году поступила часть его коллекция, которая хранилась не распакованной в 60 ящиках,24 свертках из рогожи и 17 предметов без упаковки. В этом же 1914 году освободил свои помещения в   палатах сельскохозяйственный музей, что позволило значительно улучшить экспонирование собрания, чему безусловно способствовало   и заработавшее электрическое освещение. Фонды музея насчитывали на тот момент более 2 500 памятников.Максимальное количество посетителей музей принял в 1911 году. Вероятно, многие из  9076 человек, посетившие музей в этом году, пришли сюда, прочитав или услышав пересказ путеводителя Н.Ф. Окулич -Казарина.

           Дом, в котором Николай Федорович   жил с супругой   на Губернаторской   улице (теперь улица Некросова,37) сохранился. Благодаря стараниям членов общества Псковских краеведов на доме открыта памятная доска, с именем   его владельца. Но прожить   до конца своих дней в   любимом Пскове Окулич -Казарину не позволила судьба, то есть исторические катастрофы и болезнь. В смутное время его больного увозят лечится в Эстонию, откуда он уже не вернулся и где похоронен    в 1923 года на кладбище города  Обер-Палена.

     Одна из любимых фраз Николая Федоровича: «Feci quod potui faciant meliora potentes». Это латинское крылатое выражение   переводится как «Я сделал [всё], что смог, пусть те, кто сможет, сделают лучше». Его употребляют, подводя итог своим достижениям и  представляя на чей-либо суд свою работу. В год 175 –летия со дня рождения и 105 годовщине смерти  этого замечательного человека, военного, юриста, историка с полным основанием можно утверждать, что он выдержал самый строгий и непредвзятый суд истории.

Читать полный текст статьи по ссылке.

https://www.pushkinland.ru/2018/lib/mp/mp101.pdf