"С КАКОЮ КРОТОСТЬЮ..."

ЕФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ И ИРИНА ДЕНИСОВА.

Радиопрограмма из цикла "Очерки с искусствоведом Ольгой Васильевой". Радио ГТРК "Псков" 21.12.2018 г.

До 21 века мы были уверены, что Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове хранит единственный ансамбль монументальной живописи XII в. Но последнее время стали очень активно расчищаться фрески тоже XII в. в Полоцке, в Спасо-Преображенском соборе Ефросиниевского монастыря. И эти реставрационные работы, которые уже завершены, показали, что в мире есть еще один ансамбль, сохранившийся также полно как и псковский.
Удивительно, что и росписи, и строительство Мирожского монастыря и монастыря в Полоцке связаны с именами конкретных людей, о которых мы знаем как о просветителях. В Пскове это Епископ Новгородский Нифонт, а в Полоцке — Ефросиния Полоцкая. Ее судьба, изложенная в житиях, с одной стороны, традиционна для православного святого, но, с другой, даже в этой традиционности есть события, которые доказывают, что это была не просто замечательная христианка, это была христианка, которая своей жизнью заслужила особое уважение и благодарную память живущую уже много столетий…
С именем Ефросиньи Полоцкой связывают легенду об иконе Богоматери Эфесской. Согласно преданию, это один из трех образов Богородицы, написанный Евангелистом Лукой. Привезенный в Полоцк Ефросиньей, он стал в XIV в. образцом для копирования, и список с нее был сделан псковским иконописцем (сегодня он хранится в Русском музее).

Образу Богоматери посвящено огромное количество произведений искусства, но из современных мне невольно вспоминается творчество белорусского композитора Ирины Денисовой. Она закончила ленинградскую консерваторию и практически сразу вернулась в Белоруссию. Долгое время была регентом в нескольких храмах Минска, а затем приняла монашество с именем Иулиания…
Когда я слушаю музыку Ирины Денисовой, я в том числе вспоминаю замечательное стихотворение Константина Константиновича Романова известного под псевдонимом К.Р., в котором есть такие же очень проникновенные и очень точные строки:

С какою кротостью
И скорбью нежной
Пречистая
Взирает с полотна!
Грядущий час
Печали неизбежной
Как бы предчувствует она!
К груди Она
Младенца прижимает
И Им любуется,
О Нем грустя..,
Как Бог Он взором
Вечность проницает
И беззаботен, как дитя!