"Я - КИР, ЦАРЬ МНОЖЕСТВ..."

КАРТИНА П.РУБЕНСА "ЦАРИЦА ТОМИРИС ПЕРЕД ГОЛОВОЙ КИРА "

И "САРАБАНДА" Г.ГЕНДЕЛЯ

Радиопрограмма из цикла "Очерки с искусствоведом Ольгой Васильевой". Радио ГТРК "Псков".

Как много в истории нашей цивилизации мы знаем людей оставивших по себе значтельную память? Но даже среди них далеко не все имеют определение «великий». О Кире II Великом мы помним до сих пор. Персидский царь из династии Ахименидов, он был чрезвычайно одаренным полководцем и государственным деятелем, сумевшим создать огромную империю от Средиземного моря до Индийского океана и основателем особой религии…

Спустя две тысячи лет еще один великий человек Питер Пауль Рубенс оказывается пленен перипетиями судьбы персидского царя, и прежде всего сюжетом борьбы Кира с племенами саков и мести царицы Томирис за убийство сына. К XVII в. Томирис стала олицетворением справедливого суда, обязательного покарания тех, кто слишком жесток и несправедлив. Рубенс пишет две вариации картины «Царица Томирис перед головой 

Кира», где изображает момент триумфа царицы саков — матери потерявшей сына, но отомстившей за эту смерть коварному и всесильному убийце… В псковском музее заповеднике хранится копия этой картины, выполненная в XVIII в. И это одна из тех многочисленных копий, которые, возможно украшали интерьеры западноевропейских судов в XVII-XVIII в.в. и олицетворяли неотвратимость правосудия.

Когда я смотрю на эту очень хорошую копию картины Рубенса я вспоминаю еще одного представителя барокко, музыкального барокко — Георга Фридриха Генделя. Он написал огромное количество музыкальных произведений, но драматизм событий, накал страстей и победоносность облика Томирис у меня в памяти вызывает произведение Генделя, которое называется «Сарабанда». Изначально это был довольно веселый танец, который исполнялся в дни сбора урожая, но постепенно он превратился в очень размеренный, церемониальный, изысканный, спокойный танец. Особый ритм генделевской «Сарабанды» как бы возвращает нас к событиям, изображенным на картине Рубенса и в то же время легко перебрасывает мостик в нашу современность…